Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяОдной из главных тенденций развития казахстанского аптечного рынка на протяжении последних 10 лет был активный рост аптечных сетей и ритейла.
В ТОП-5 аптечных сетей на розничном рынке за 2019 год вошли: Биосфера (с долей 8,5%, количество аптечных точек - 303), Рауза-Аде (доля 5,8%, 35 аптечных точек), Europharma (4,9%, 157 аптечных точек), Садыхан (3,9%, 64 аптечные точки) и МФК Гиппократ (3,0%, 63 аптечные точки). Кроме того, на рынке появились и новые игроки – ТОО «Мурат Фарма» (1,4%, 36 аптечных точек), а также АРС, ТОО «Ансар Фарм», ТОО «Компания Камкор ЛТД» (0,8%, 13 аптечных точек)*. Аптечная сеть «Садыхан Социальная аптека» стремительно ворвалась в жизнь алматинцев 7 лет назад и за это время завоевала статус хорошей и надежной аптеки, той, которую знают и которой доверяют. Имея за плечами успешный опыт работы с открытием оптовых компаний и аптек в г. Тараз, руководитель ТОО «Садыхан» К.С. Аубакиров 21 июня 2013 года открыл первую аптеку в г. Алматы. Сегодня компания насчитывает уже более 60 аптечных организаций и 3 франшизные аптеки в трех регионах страны (Тараз, Шымкент, Алматы). Сеть «Садыхан» заняла, пожалуй, «золотую» середину между аптеками дискаунтерами и аптеками премиум класса, вобрав в себя ключевые для выбора потребителем факторы – широкий ассортимент лекарственных препаратов по привлекательным ценам и качественный профессиональный сервис. Эти факторы и стали той базой, которая позволяет стабильно и гармонично развиваться в отечественном фармритейле, как в количественном, так и в качественном форматах.
Коронавирусная инфекция внесла сумятицу в мировую экономику и спокойный уклад жизни людей. В период пандемии и кризиса фармацевтические компании и вся система здравоохранения перестраивают свою работу в условиях новых вызовов. О том, как в новых условиях изменилась работа аптечной сети «Садыхан» мы беседуем с ее руководителем - К.С. Аубакировым.
- Кайрат Садыханович, расскажите, пожалуйста, о том, как работает Ваша аптечная сеть в экстремальных условиях?
- Безусловно, эпидемия коронавируса прежде всего сказалась как на оборотах аптечных продаж, так и на ассортименте. Сравнивая объем продаж в марте прошлого года с текущим, можно отметить почти 30% увеличение продаж как в денежном выражении, так и в упаковках. Но последующие апрель и май показали противоположную картину – падение на 30-40%. И этому падению способствовал ряд причин. В марте люди, напуганные новым заболеванием, ростом курса доллара, смогли сделать определенный запас медикаментов впрок, карантин и ограничения в передвижении не способствовали активному посещению аптек, не было вспышек сезонных вирусных заболеваний, сыграла роль и невозможность получения рецептов на препараты вследствие закрытия медицинских центров. В связи с тем, что около 30% сотрудников остались закрытыми в области, нам пришлось изменить график работы городских аптек (например, круглосуточные стали работать с 10 до 21 часа). Некоторые наши аптеки при медицинских учреждениях были закрыты. Все эти факторы повлияли на объем продаж лекарственных средств.
- Но в июне картина сильно изменилась, и мы наблюдаем очереди за лекарственными средствами. С чем это связано?
- Июнь смело можно назвать месяцем аномальных продаж. Они увеличились по сравнению с обычным периодом на 20-25%. Отмена жесткого карантина привела к рекордному всплеску количества заболевших людей. В Алматы ажиотаж на противовирусные препараты, жаропонижающие и антибиотики азитромицинового ряда привел к тому, что не во всех аптеках можно было купить тот же парацетамол. Граждане боялись остаться без лекарств и стремились пополнить свои домашние аптечки на случай ужесточения карантинных мер. Такого большого запаса этих лекарственных средств не оказалось ни в одной аптеке города. Ведь надо понимать, что ни один руководитель аптеки не делает сверхзапас, который будет лежать на складе длительное время, закупки строго планируются и в марте был сделан 2-х месячный обычный запас лекарственных средств, который ушел в stock, вследствие сложившейся ситуации с карантином, поэтому закуп этой категории медикаментов был снижен. Упор был сделан на производство и продажу защитных масок и дезинфицирующих средств, никто не был готов к такому высокому спросу на противовирусные и жаропонижающие лекарства, поэтому запаса этих препаратов хватило буквально на неделю.
- Но что мешает сделать новый закуп?
- Как известно, ввозимые на территорию страны лекарственные средства подлежат государственной регистрации в госоргане в сфере обращения лекарственных средств, это достаточно дорогостоящая процедура и длительная по срокам. Регистрацию необходимо проводить, даже если у завода-изготовителя есть сертификат GMP (надлежащих производственных практик). Эти факторы существенно влияют на цену препаратов. Кроме того, даже если у меня есть возможность купить необходимое лекарственное средство в соседнем государстве, я не смогу его продать на территории страны без регистрации, сертификации (в течение 30 дней), маркировки и не должен превышать предельную цену. Товар длительное время будет лежать на складе СВХ. Все это сказывается на цене, объеме продаж, потере времени и, в конечном итоге, невозможности оперативно удовлетворить спрос потребителя.
Поэтому сегодня вопрос номер один – это вопрос изменения условий завоза лекарственных средств на время пандемии. У аптечных организаций нет большого объема свободных финансовых ресурсов, поэтому это вопрос к дистрибьюторским организациям, которые могут закупать большие объемы медикаментов. И конечно, это вопрос к государственным органам. Ведь существует практика запаса продовольствия на случай военного времени или других форс-мажорных обстоятельств. Почему не сделать акцент на обеспечение лекарственной безопасности страны на случай войны, пандемии или техногенной катастрофы. Только у государства есть необходимые ресурсы для таких мер.
Сейчас, в период пандемии, крайне важно внести изменения в законодательство по процедурам регистрации, сертификации ЛС в части ускорения сроков, введения жестких временных рамок, перейти на процедуру признания сертификата завода-производителя, что значительно облегчит поставки лекарственных средств на рынок РК. Работа аптечных организаций в стране крайне зарегулирована – соблюдение предельных цен, наличие сертификата GPP, отпуск Rx-препаратов строго по рецептам и др. – все это лишает гибкости и оперативности бизнес-процессов в аптеке.
Это вопросы не одного дня, завтра может прийти очередная волна коронавируса, а через несколько лет по прогнозам экспертов ВОЗ появится новый вирус и, возможно, новая пандемия. Необходимо извлечь уроки из сегодняшней ситуации и выработать правильные решения, чтобы завтра быть готовым к новым вызовам. Только твердая политическая воля руководства страны способна в короткие сроки решить эти жизненно важные вопросы.
- Что Вы можете сказать о роли интернет-аптек в продажах лекарственных средств?
- Аптечная сеть «Садыхан» позиционирует себя как социальная аптека, поэтому нашей задачей является предоставление покупателям наиболее приемлемых услуг. В нашей интернет-аптеке покупатель может заказать и приобрести лекарственные препараты, не отходя от компьютера, находясь на рабочем месте или дома. С учетом угрозы заражения такая услуга стала еще более популярной. Если в 2018 году оборот интернет-аптеки составлял примерно 300 тыс. тенге в месяц, то в прошлом году он увеличился в 10 раз, 2020 год показывает, что рост продолжается. Лекарственные средства относятся к специализированным товарам, и их покупатель часто обращается за консультацией к аптечному работнику, поэтому так важны услуги колл-центра, где профессиональные консультанты дают полную информацию о лекарственны средствах, отвечают на вопросы покупателей, плюс быстрая доставка – все эти затраты никак не отражаются на стоимости медикаментов, покупатель платит за препарат такую же цену, как в обычной аптеке, а стоимость доставки сегодня – 600 тенге. Для максимального сокращения времени доставки, мы работаем с компанией, разрабатывающей оптимальный маршрут курьера. Кстати, благодаря большому товарообороту нам удалось снизить стоимость этой услуги с 900 до 600 тенге. А для удобства покупателей была подключена услуга Kaspi Red, что также делает нашу аптечную сеть еще более привлекательной. Поэтому можно смело сказать, что за интернет-аптеками стоит большое будущее, и они будут очень интенсивно развиваться.
- Насколько, по Вашему мнению, верно утверждение, что аптечный бизнес высокодоходный?
- Сегодня реальность такова, что на физическое и эмоциональное состояние человека влияют кризис, нехватка средств, забота о здоровье, и не только в период пандемии, а это значит, что потребность в лекарственных препаратах будет возрастать. В свое время государство отдало аптечный бизнес в частные руки, а бизнес, как известно, должен приносить прибыль. Но утверждение, что аптечный бизнес - это один из самых высокодоходных видов розничной торговли, несколько преувеличено. У покупателей есть очевидное и понятное желание экономить, но для аптеки предложить реально низкую цену сейчас очень непросто. Кроме того, существует сетка наценок на розничную продажу ЛС и МИ, предельные цены, за которые выйти никак нельзя, которые регулируются государством.
Жесткие регуляторные меры с каждым годом делают этот вид деятельности более сложным. Необходимо продумывать и просчитывать каждый шаг, ведь цена ошибки может быть очень высока. Нельзя останавливаться на достигнутом, для развития необходимы средства и в период пандемии мы решили взять кредит по сниженной ставке, и эти средства пойдут на развитие бизнеса.
В таких условиях сложно выжить мелким аптекам, аптечные сети находятся в более выигрышных условиях, поэтому расширение сети – одно из приоритетных направлений компании. «Садыхан Социальная аптека» – это новый стандарт в аптечном сегменте, который характеризуется именно совокупностью доступных цен, широким ассортиментом и высоким сервисом. И появление этой сети внесло некий баланс в работу всех аптек города Алматы, произошла положительная трансформация (ребрендинг, оптимизация цен и т.д.).
Кроме того, для крупных игроков аптечного сегмента фармрынка одним из путей развития и повышения прибыльности бизнеса является применение IT-технологий в аптечных процессах.
Аптека сегодня – это большой и сложный механизм, в котором много различных процессов, это целая система управления многочисленными подразделениями, и чем больше сеть, тем сложнее этот управленческий аппарат, но без него не обойтись, и все шаги необходимо максимально автоматизировать. Для нормального функционирования и развития аптеки уже не могут обойтись без использования IТ инструментов. Не стоит забывать и о запуске новых проектов. ТОО «Садыхан» разрабатывает два новых направления, и для их эффективного запуска привлекаются консультанты. Ранее работу консультантов нам компенсировал Евразийский банк реконструкции и развития при условии наличия у консультантов аккредитации в этом банке. Однако мы выбрали все наши квоты на финансирование за прошедший период и теперь привлекаем собственные средства для оплаты услуг консультантов, что ложится на наши компании дополнительной нагрузкой. И поэтому высказывание «Низкомаржинальный бизнес должен быть высокоинтеллектуальным» наиболее точно отражает тенденцию развития современной аптечной сети, все высокоинтеллектуальные и инновационные продукты должны быть правильно интегрированы в работу аптеки, и она в свою очередь обеспечит население доступными, эффективными и безопасными ЛС и МИ.
Благодарим за интервью!
-------------------------------------------------
* По данным компании Vi-ORTIS (расчет произведен на основании оптовых цен)
Подготовила Ирина Климова
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии