Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
Зарегистрироваться
Сразу несколько депутатских запросов, озвученных в Мажилисе, указывают на системные сбои в сфере лекарственного обеспечения Казахстана — от фиктивной локализации и угрозы монополизации до ошибок в налоговой политике, усиливающих рост цен.
Депутат Мажилиса Константин Авершин заявил о массовой имитации локализации при производстве медицинских изделий. По его словам, на рынок госзакупок под видом отечественных поступают фактически готовые импортные изделия, которые лишь упаковываются в Казахстане.
Такие компании получают долгосрочные контракты до 10 лет, льготы и гарантированные объёмы закупа, но не создают технологий, рабочих мест и инженерных компетенций.
Авершин потребовал провести тотальный аудит всех долгосрочных контрактов СК-Фармации, усилить критерии локализации, внедрить цифровую прослеживаемость (UDI, Track & Trace, Origin Compliance) и создать публичный реестр реальных производителей. По его словам, сложившаяся схема “консервирует импортозависимость и угрожает национальной безопасности”.
Депутат ОСДП Нурлан Ауесбаев раскритиковал введённый в пилотном режиме механизм софинансирования лекарств, когда пациенты могут получить препарат бесплатно или выбрать более дорогой вариант с доплатой.
По мнению депутата, новая система приведёт к тому, что льготные препараты будут отпускать только крупные аптечные сети, что вытеснит малые и средние аптеки и создаст “чистую олигополию”. Сам механизм он назвал “социально несправедливым шагом”, поскольку люди вынуждены платить за лекарства, которые ранее предоставлялись бесплатно.
Ауесбаев предложил пересмотреть решение о сооплате, провести антикоррупционную экспертизу, обеспечить равные условия выдачи лекарств всем аптекам и внедрить социальные карты для льготных категорий граждан.
Третий депутатский запрос — от Берика Бейсенгалиева (фракция «AMANAT») — касается налоговой политики. В новом Налоговом кодексе предлагаются льготные ставки 5% и 10% НДС на лекарства и медизделия, при сохранении 0% для препаратов ГОБМП и ОСМС.
Однако, по мнению депутата, разноуровневая система налогообложения создаёт перекосы и повышает себестоимость отечественных препаратов, поскольку:
сырьё и оборудование облагаются 16% НДС;
субстанции сложно разделить заранее по объёмам ГОБМП/ОСМС и коммерческим;
производители вынуждены подавать сложные таможенные расчёты по каждой партии;
дистрибьюторы рискуют ошибочно попасть под налог, даже если товар предназначен для нулевой ставки;
материалы первичной упаковки полностью импортируются и облагаются по полной ставке, что невозможно компенсировать при нулевом НДС на готовый препарат.
Бейсенгалиев считает, что такая система увеличит расходы производителей и медорганизаций и в итоге приведёт к росту цен для населения.
Депутаты предложили перейти к единой и предсказуемой ставке НДС для всей цепочки — от сырья до готового препарата, что обеспечит равные условия конкуренции и снизит административную нагрузку.
загружается...
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии