Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяПредварительные итоги реализации программы «Ансаган Саби» были подведены на XIV Международном конгрессе КАРМ «Современные подходы к лечению бесплодия. ВРТ: Настоящее и будущее». С момента ее внедрения в стране было проведено 7000 циклов, наступило 3165 беременностей, на свет появилось уже 2480 ребятишек. Всего же за 26 лет существования репродуктивной медицины в Казахстане родилось уже 29200 долгожданных детей.
На протяжении трех дней конгресса проводились пленарные заседания, дискуссии, мастер-классы по актуальным проблемам ВРТ. Было представлено 170 докладов, зарегистрировано свыше 2600 слушателей из Казахстана, России, Узбекистана, Грузии, Германии, Кыргызстана, Украины, Беларуси, Камбоджи, США и других стран.
Выступавшая от имени Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса парламента Республики Казахстан Зарина Камасова отметила, что Парламент и Правительство страны серьезно обеспокоены высокой частотой бесплодия среди молодых супружеских пар в Казахстане. «Каждая шестая семья имеет проблемы с деторождением, каждый пятый брак фактический распадается из-за отсутствия детей. Нас радует, что результаты программы «Ансаган Саби» превзошли показатели эффективности ведущих клиник мира. Мы ожидаем, что поддержка государства будет продолжена. Считаем необходимым более прозрачно осуществлять распределение квот по регионам и клиникам, оценивать не только результативность клиник, но и возрастной состав пациентов, получивших лечение по квоте, наличие жалоб на отказ в проведении лечения бесплодия. Каждый гражданин Казахстана репродуктивного возраста с бесплодием должен иметь такую возможность. Мы готовы к законодательным инициативам по повышению доступности ВРТ для наших граждан», – заверила депутат.
Как рассказал президент Казахстанской Ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин, в мире нет ни одной страны, где бы не снижалась рождаемость. «Каждая шестая пара в мире сегодня имеет трудности с зачатием. В 2021 году средняя рождаемость составила 2,3 ребенка на одну женщину. Прогнозируется, что глобальная рождаемость снизится до 2,1 рождений на одну женщину к 2050 году. Уже сегодня есть страны с очень серьезным отрицательным приростом рождаемости. При этом доступность ЭКО во всем мире сильно отличается. Мы с сожалением констатируем, что декларация ООН о достижении к 2015 году всеобщего доступа к репродуктивному здоровью, так и осталась невыполненной. Как пишут западные исследователи, более 20% женщин, живущих в Германии, Швейцарии и Австрии, достигнувших конца своего репродуктивного периода, останутся бездетными. В Дании только 50% бесплодных пар, инициируя лечение ЭКО, в конечном итоге будут иметь ребенка в течении 5-летнего периода. Шанс иметь доношенного ребенка с нормальным весом при рождении (при условии переноса одного эмбриона) в цикле ЭКО с использованием свежих собственных эмбрионов для женщин моложе 35 лет по данным регистра США 2015 года, составляет 21,3%. У женщин в возрасте от 38 до 40 лет шанс снижается до 11%», – подчеркнул спикер.
На форуме анонсировали выпуск первого Регистра ВРТ, о необходимости которого говорилось много лет. На сегодняшний день в стране работает 31 клиника ВРТ в 10 регионах Казахстана, в том числе 28 частных. Практически 100% из них участвуют в настоящем регистре данных.
Научный руководитель сети клиник репродукции человека «Экомед» Салтанат Байкошкарова в числе главных проблем многих клиник ВРТ в Казахстане назвала многоплодную беременность после ЭКО. «Очень часто пациенты настаивают на переносе нескольких эмбрионов, считая, что это увеличивает вероятность наступления беременности. Однако, международные исследования показали, что селективный перенос одного эмбриона не снижает результативность ЭКО. Протоколы по переносу одного эмбриона разработаны на основе данных международных регистров ВРТ (ESHRE, ASRM, EIM), на опыте зарубежных коллег, передовых центров с мировой практикой в области ВРТ. Западные врачи хорошо считают все затраты и давно доказали, что многоплодие увеличивает вероятность преждевременных родов, кровотечения во время беременности, рождения детей с низкой массой тела, что повышает риски перинатальных потерь. Перенос одного эмбриона является приоритетным с точки зрения неонатологов, так как позволяет снизить заболеваемость у детей, рожденных в результате ЭКО», – уверена спикер. Далее Салтанат Берденовна поделилась опытом использования технологий нового поколения для повышения эффективности программы ЭКО. «EmbryoScope – система культивирования эмбрионов в индивидуальных камерах. В эмбриоскопе установлены камеры, делающие снимки в режиме таймлапс каждые 10 минут. Благодаря этому больше не нужно извлекать эмбрион из инкубатора для того, чтобы оценить его развитие. Следить за развитием можно круглосуточно через экран компьютера. Искусственный интеллект помогает определить, какой эмбрион самый жизнеспособный. Программный модуль инкубатора разработан на основе тысяч циклов ЭКО и их результатов, проведенных по всему миру, и опирается на крупнейшую базу данных. Он позволяет выбрать именно тот эмбрион, который имеет наибольший потенциал для имплантации. Это значительно повышает эффективность экстракорпорального оплодотворения», – рассказала спикер.
Большое внимание на Конгрессе КАРМ-2022 года было уделено этической стороне вспомогательных технологий. Рассматривались критерии, по которым выдаются квоты на ЭКО. В частности, отмечалось, что 28 из 29 стран Европы установили дополнительные ограничения для доступа к финансированному государством лечению бесплодия. Возрастные ограничения варьируются от 36 до 49 лет для женщин. В Германии, Австрии, Швеции и Финляндии существует возрастной предел для мужчин, который составляет от 49 до 60 лет. В Великобритании рекомендуется предлагать три цикла ЭКО для женщин в возрасте до 40 лет и один цикл в возрасте от 40 до 42 лет. Активную дискуссию вызвала проблема регулирования донорства репродуктивных клеток. К примеру, в Австрии донорскими половыми клетками могут воспользоваться только гетеросексуальные пары, донорство эмбрионов запрещено. В Бельгии донорство может быть только безвозмездным, но разрешена компенсация расходов донору. В Германии донорство яйцеклеток и эмбрионов – запрещено. Донорство спермы разрешено только для гетеросексуальных пар. Разрешены выплаты донорам спермы. В Израиле донором спермы может стать только неженатый здоровый мужчина, в возрасте до 30 лет. Доноры спермы могут получать финансовое вознаграждение за сдачу. Запрещено сдавать сперму в более чем один банк. Донорство полностью анонимное. В Испании клиники могут передавать в донорство эмбрионы, оставшиеся после ЭКО, в случае смерти обоих родителей или если они не выходят на связь с клиникой. В США донорство половых клеток не регламентировано законом, есть только рекомендации. Донорство полностью разрешено, сумма выплат донорам не ограничена.
Генеральный директор клиник ИРМ Тамара Джусубалиева в этой связи отметила, что в Казахстане установлены самые демократичные нормы репродуктивной медицины, законодательством разрешено почти все, что вообще придумано во вспомогательных репродуктивных технологиях: донорство гомет и эмбрионов, суррогатное материнство, криоконсервация гамет, преимплантационное генетическое тестирование и так далее. Запрещены только две процедуры: выбор пола и клонирование человека. «По законодательству РК пара, передающая эмбрион в дар, становится донором и обязуется не устанавливать личность реципиента; не предъявлять родительских прав на ребенка, рожденного с помощью их эмбрионов; передавать эмбрион безвозмездно. Реципиент обязуется не устанавливать личность доноров; взять на себя права и обязанности родителя; подтверждать безвозмездную передачу эмбрионов. В Кодексе о здоровье народа РК сказано, что донорами гамет могут быть и мужчины, и женщины возрастом от 18 до 35 лет. И если в отношении женских половых клеток этот возраст справедлив, то насчет донорства спермы еще идут серьезные споры. Американская ассоциация провела метаанализ, который вообще не выявил достоверного влияния возраста мужчин на основные показатели программы вспомогательных репродуктивных технологий. Для нас повышение мужского возраста стало бы серьезной помощью, ведь мы вынуждены отказывать, когда донором хочет стать родной брат мужа только из-за того, что тому уже больше 35 лет. Проблема донорских ооцитов, спермы и эмбрионов чрезвычайно актуальна. Спрос на них растет в геометрической прогрессии и главная причина – отложенное материнство и отцовство. По данным Европейских исследователей, только за последние 20 лет брачный возраст перешел с 25 на 34 года. По Казахстану средний возраст первого материнства 10 лет назад составлял 26 лет. Сегодня это уже 29,2 года. Феномен старения первых родов – это общемировая тенденция. По данным нашего Института репродуктивной медицины, потребность в донорской сперме возросла в два раза, мы испытываем острую необходимость и даже приходится заказывать сперму в других странах. Таким образом мы предлагаем повысить возрастной порог анонимных доноров спермы до 40 лет и допустить повышение возраста неанонимных доноров (кровных родственников) с целью сохранения генетического родства. Мы также считаем целесообразным рассмотреть вопрос передачи донорских эмбрионов в рамках критериев «усыновления». Необходимо также проведение генетического тестирования донорских эмбрионов в целях снижения риска наследственных заболеваний и повышение ответственности центров ЭКО», – заявила Тамара Муфтаховна.
Отдельная сессия форума была посвящена психологическим аспектам вспомогательных репродуктивных технологий. Обсуждались психологические особенности переживания бесплодия; проблемы пациентов, связанные с характером процедур ВРТ; психологическая помощь в процессе лечения. Исследования в области репродуктивного здоровья в последние годы обнаружили важную составляющую патогенеза бесплодия: психические нарушения и травмы, пережитые пациентами в процессе становления репродуктивной сферы (онтогенеза репродуктивной сферы) приводят к различным по тяжести нарушениям репродуктивной сферы мужчины и женщины. На успешность репродуктивной функции оказывают влияние социальные, культурные, личностные факторы. В настоящее время сформировалась область психологии, которая занимается проблемами зачатия, вынашивания, рождения ребенка и ранним периодом его развития – перинатальная психология. Магистр психологии репродукции и процессов ВРТ Ольга Кавер отметила изменение стратегий репродуктивного поведения у мужчин и женщин в условиях нового времени: «2022 год уже показывает спад рождаемости в России на 6,3%. Я вижу сегодня два ярко выраженных типа репродуктивного поведения: первый – откладывание планов в области деторождения и противоположный – интенсификация планов в области рождения. Этим настроениям способствуют усиление неопределенности, хаос, большие перемены и релокация».
Стратегический директор МКЦР Persona Шолпан Карибаева рассказала, что появление более новых и лучших медицинских технологий повышает эмоциональный риск людей, подвергающихся им. «Пациенты, приходящие в клиники ВРТ, испытывают сильный стресс, связанный с переживанием бесплодия, имеют сниженную самооценку, испытывают недоверие к гормонотерапии, стремятся контролировать процесс лечения, фиксируются на негативных аспектах. От врача-репродуктолога пациенты ждут постоянного комментирования всех манипуляций, а также объяснения своего физического и психического состояния на понятном языке. Большинство проблемных пар нуждаются в психологической поддержке, однако только четверть из них обращаются за помощью к психологам».
В продолжение обсуждения психологического портрета пациента, пришедшего на программу ВРТ, перинатальный психолог клиники Private Виктория Ладыгина рассказала, что максимальная информированность на всех этапах программы, а также открытый, корректный и доброжелательный диалог, дает пациентам с генетическими рисками дополнительную опору, помогает снизить напряжение и тревожность, тем самым увеличивая шансы на благополучный исход программы ЭКО.
Одним из ключевых итогов форума КАРМ-2022 стало понимание того, что в области вспомогательных репродуктивных технологий будущее принадлежит комплексному подходу в обеспечении репродуктивного здоровья, а это возможно при тесном взаимодействии медицинского подхода и перинатальной психологии и психотерапии, где уже разработаны алгоритмы психологической и психотерапевтической диагностики, коррекции и поддерживающей терапии при лечении бесплодия.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии