Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяРезультаты исследования компании АО «Байер» роли фармацевтического работника в ответственном самолечении пациентов.
Около половины обращений к врачу происходит после ухудшения состояния на фоне самостоятельного лечения, и тем не менее, большая часть потребителей стремится выбирать лекарства без консультации специалиста. Это показывает, насколько безответственно многие люди относятся к своему здоровью, или, точнее, каждый понимает ответственность по-своему. Как в такой ситуации может помочь фармацевтический работник? Чтобы ответить на этот вопрос, компания АО «Байер» провела исследование, результаты которого были озвучены на Международной научно-образовательной конференции «Лекарственное обеспечение и надлежащая аптечная практика в Республике Казахстан», прошедшей в сентябре в г. Алматы.
К. Мамырбаева, к.м.н., руководитель медицинского отдела, кластер Россия и СНГ, АО «Байер», отметила, что термин «ответственное отношение к здоровью» был предложен Всемирной организацией здравоохранения ещё в 1984 году. Сейчас мы видим отчетливую тенденцию как в международной, так и в отечественной практике — общество и система здравоохранения активно ориентируются на повышение осознанности.
Ответственное отношение к здоровью по формулировке ВОЗ — это способность отдельных лиц, семей и сообществ укреплять здоровье, предотвращать болезни, поддерживать здоровье и справляться с заболеваниями при поддержке медицинских учреждений или самостоятельно.
Что включает в себя понятие «ответственное отношение» к здоровью?
Сегодня тема ответственного отношения к здоровью особенно актуальна, поскольку население, способное самостоятельно решать вопросы своего здоровья, создает новые возможности для удовлетворения базовых потребностей, что приводит к улучшению качества жизни. Концепция ответственного отношения к здоровью также позволяет снизить нагрузку на первичное звено системы здравоохранения и сократить расходы государственных бюджетов. В этом аспекте роль фармацевтических работников, как элемента первичного контакта с системой здравоохранения для пациентов с лёгкими недомоганиями, приобретает особую важность.
Исследование проводилось в российских медицинских центрах, но сходство в организации аптечных систем, охвата населения и образовательных стандартов позволяет экстраполировать его результаты на Казахстан. Ассоциация индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) совместно с ООО «Доверие» провели онлайн-опрос жителей крупных городов (343 человека) в возрасте от 18 до 55 лет, среди которых 20% — мужчины, 80% — женщины, а также более 1700 фармацевтических работников в период с сентября 2023 по июнь 2024 года.
Согласно опросу, пациенты уверенно справляются с легкими недомоганиями (легкие проявления простудных заболеваний, первая помощь при ушибах, ссадинах, при боли в спине).
При поиске информации о терапии легких недомоганий для опрошенных потребителей фармацевтический работник играл такую же важную роль, как и врач, т.е. соотношение обращений к врачу и сотруднику аптеки практически равное.
При выборе безрецептурного препарата пациент чаще обращается к фармацевту. Это говорит о высоком уровне доверия и качестве предоставляемых услуг.
Наиболее частыми причинами обращения к фармацевтам были названы такие вопросы:
Таким образом, детальное фармконсультирование является неотъемлемой частью подбора препаратов, а безрецептурные препараты очень востребованы у посетителей аптек. 90% работников аптек задавали дополнительные вопросы о состоянии здоровья пациента. Трое из пяти посетителей обращались за ОТС-препаратами для лечения лёгких недомоганий.
Фармацевты используют различные источники информации для оказания фармконсультирования, включая образовательные программы, профессиональные мероприятия и визиты медпредставителей. При подборе препаратов они ориентируются на международные непатентованные наименования (МНН), информацию, полученную во время обучения, доверие к производителю и ценовую доступность.
Наиболее успешными форматами получения информации были названы вебинары, обучающие платформы, личные визиты медицинских представителей.
98% опрошенных потребителей читают инструкцию перед применением безрецептурного препарата, однако уровень знаний о правильном применении лекарств остаётся недостаточным. Более 60% пациентов покупают безрецептурные препараты без назначения врача, основываясь на прошлом опыте или нехватке времени на посещение врача.
Фармацевты нередко сталкиваются с попытками пациентов приобрести рецептурные препараты без рецепта.
Наряду с этим негативным моментом, отчетливо видна тенденция, что фармацевты оказывают фармконсультирование потребителям, являются первым контактным лицом и дают эффективные рекомендации по приобретению необходимых лекарственных средств (82%), а также дают совет по посещению врача при признаках более серьезного недомогания (61%).
Что же мешает фармацевтам осуществлять более качественное фармацевтическое консультирование?
Большинство голосов отметили недостаток времени и большое количество посетителей.
Широкий доступ к информации, наличие достаточного времени и материальных стимулов помогут повысить качество консультирования, по мнению фармработников.
Таким образом проведенное исследование говорит о том, что современные потребители могут активно участвовать в принятии решений, касающихся их здоровья, однако демонстрируют недостаточную грамотность в вопросах применения лекарственных средств.
В свою очередь фармацевтические работники проявляют высокую готовность взаимодействовать с потребителями, особенно по вопросам приема безрецептурных препаратов и других товаров для здоровья. Важную роль в этом процессе играет совершенствование информационных материалов и повышение квалификации медицинских представителей. Улучшение качества фармацевтического консультирования способствует повышению доверия к фармацевтам и укрепляет их роль в системе здравоохранения.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии