Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВысший медицинский колледж Управления здравоохранения г. Алматы в этом году отмечает 40-летний юбилей. К компетенции медицинских сестер в любые времена предъявляются самые высокие требования, от их профессионализма и личностных качеств зачастую зависит положительный результат лечения. О том, как изменилась система современного медицинского образования и какой вклад студенты и преподаватели вносят в борьбу с новой коронавирусной инфекцией, мы ведем разговор с и.о. директора колледжа, магистром общественного здравоохранения, отличником здравоохранения Ляззат Алибековой.
- Ляззат Джаныбековна, поздравляем Высший медицинский колледж с таким серьезным юбилеем! Расскажите, пожалуйста, о том, как в ваших стенах происходит профессиональное становление будущих медицинских работников.
- Воспитание милосердия у будущих медицинских сестер – это процесс развития глубоко нравственного специалиста, который сможет в полной мере оказать помощь людям: заботиться об их здоровье, создавать благоприятную психологическую среду, способствовать скорейшему восстановлению трудоспособности и профилактике заболеваний.
Воспитательный процесс нельзя рассматривать как отдельный элемент внеурочного педагогического действия, он интегрирован в общий процесс обучения и развития обучающихся медицинского колледжа. В колледже проводятся мероприятия к важнейшим событиям и особенным датам, благотворительные акции «Добрая корзина», приуроченная к Дню Победы в ВОВ, работает кружок сестринского дела, где студенты готовят концертную программу, помогают пожилым и детям с ограниченными возможностями.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в медицинском колледже позволяет студентам:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности;
- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
- быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций проходит в неразрывной связи с духовно-нравственными приоритетами воспитания студентов.
- Как меняется профессия по сравнению с программами 10-летней, 20-летней давности?
- Востребованность сестринской помощи, ценностно-ориентированной на милосердие и осуществляемой на основе гуманного отношения к человеку, только возрастает с годами. В последние десятилетия произошли существенные изменения в ценностно-целевых ориентирах, которые сформировали новый взгляд на медицинскую сестру не только как на специалиста, способного выполнить назначенную врачом процедуру, но и как на человека нравственного, милосердного, готового прийти на помощь, умеющего сострадать и испытывать радость вместе с пациентом. На долю среднего и младшего медицинского персонала в больницах и поликлиниках приходится 80% медицинских услуг. Там, где нагрузка на врачей высокая, часть их работы могут брать на себя квалифицированные медицинские сестры.
Кроме того, модернизация системы здравоохранения, связанная с ростом числа населения и необходимостью внедрения новых подходов к лечению, профилактике и реабилитации пациентов, предъявляет новые требования к уровню подготовки и компетенциям медицинских сестер.
Медработники с уровнем прикладного бакалавриата – это специалисты расширенного профиля, которые могут вести независимую сестринскую практику, оценивать состояние пациента, наблюдать, ставить свой сестринский диагноз, консультировать и обучать пациента, а также заниматься научной деятельностью.
- Расскажите, пожалуйста, как колледж прожил целый учебный год на дистанционном обучении?
- Для нас было важно сохранить на высоком уровне качество знаний и успеваемость студентов, поэтому всем участникам образовательного процесса пришлось изрядно потрудиться, чтобы организовать учебный процесс в дистанционном формате. Были освоены платформы и приложения, выбранные колледжем и рекомендованные в МОН РК: BILIM.KZ и Google Сlassroom. Обратная связь поддерживается также через них. Для обеспечения присутствия используются средства видеоконференцсвязи Zoom, видеозвонки и т.д. Рассылка сообщений осуществляется через социальные сети и мессенджеры в Instagram, WhatsАрp, VK и mail.ru.
Плюс дистанционного образования в том, что преподаватель может проверить готовность к уроку у каждого студента. Когда занятия проходят в аудитории, не каждый успевает ответить. Минус в том, что не у всех студентов есть техника или интернет, чтобы подключиться к онлайн-занятиям. Мы решили обеспечить студентов техникой, но у некоторых есть проблема с доступом к интернету. Поэтому преподавателям приходится принимать выполненные задания в течение дня в разных доступных приложениях.
Многие преподаватели вначале испытывали трудности, но они были незначительными, помогали IT-специалисты. Они разрабатывали обучающие видеоролики, проводили мастер-классы как среди сотрудников, так и среди студентов. Все занятия у нас проводятся по расписанию, мониторинговая группа ежедневно ведет контроль учебного процесса.
- Колледж провел международную конференцию, посвященную сестринскому делу, какие доклады были ключевыми на нем?
- 14 мая мы провели Международную научно-практическую конференцию, посвященную 40-летнему юбилею КГП на ПХВ «Высший медицинский колледж» УОЗ г. Алматы. Ее цель – создание площадки для творческого профессионального общения педагогов, работников организаций здравоохранения; выявление инновационных образовательных технологий, усиление роли практического обучения, направленных на повышение качества профессионально компетентного специалиста. В конференции «Современные проблемы и перспективные направления развития сестринского образования и практики» приняли участие более 200 участников: представители Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Участники обменялись мнениями по актуальным вопросам сестринского дела: о проблемах и перспективах подготовки специалистов сестринского дела, о применении инновационных технологий в образовании и здравоохранении, рассмотрены вопросы мирового опыта и партнерства, организации практического обучения специалистов сестринского дела. Среди участников состоялся конструктивный диалог о повышении эффективности современного профессионального образования, о роли медицинской сестры в здравоохранении.
- Программа конференции демонстрирует, что работа среднего медицинского звена обсуждается на очень высоком научном уровне. Насколько это востребовано сегодня в работе выпускников?
- Как мы знаем, Казахстан одним из первых среди стран СНГ вошел в Болонский процесс и теперь на нас лежит обязанность подготовки специалистов соответственно европейских директив, где медицинская сестра является самостоятельным специалистом, ведущим независимый сестринский процесс. На сегодняшний день врача обучают в течение 10-11 лет, что очень затратно для государства. Подготовка высококвалифицированного специалиста сестринского дела позволяет делегировать часть врачебных полномочий медицинской сестре, что снижает нагрузку на врача и поднимает статус медицинской сестры в Казахстане.
Сестринский персонал имеет решающее значение для выполнения задачи «никого не оставить без внимания». Эта категория медицинских работников вносит ценнейший вклад в решение национальных и глобальных задач, касающихся широкого спектра приоритетных проблем здравоохранения, включая всеобщий охват услугами здравоохранения, охрану психического здоровья и борьбу с неинфекционными заболеваниями, обеспечение готовности и реагирование на чрезвычайные ситуации, безопасность пациентов, а также оказание комплексной и ориентированной на потребности людей медицинской помощи. Ни одна задача в сфере здравоохранения не может быть решена без координированных и систематических усилий по максимальной реализации потенциала сестринского персонала и повышения его роли в рамках междисциплинарных медицинских коллективов. Для этого требуется проведение политики по созданию условий, в которых работники сестринских служб будут достигать максимальной эффективности и результативности, посредством оптимизации круга обязанностей сестринского персонала, повышения значимости их функций, а также увеличения объема ресурсов, вкладываемых в их подготовку, профессиональное развитие и создание соответствующих рабочих мест.
- Как колледж сотрудничает с теми медицинскими учреждениями, где позднее будут работать ваши выпускники?
- В колледже осуществляется практикоориентированное обучение. Базами для этого являются 44 медицинские организации Алматы, республиканские центры и 2 областные организации. Практическая подготовка выполняет важнейшую задачу при обучении будущих специалистов – формирует систему профессиональных знаний, умений и компетенций, что определяет уровень профессиональной квалификации специалиста. Главной целью практического обучения является повышение уровня профессиональной культуры и осознание профессиональной ответственности за своевременное и компетентное оказание квалифицированной медицинской помощи. Поддержка контактов с работодателями является важной функциональной обязанностью персонала колледжа. Рабочие учебные программы согласовываются с работодателем, разрабатываются элективные дисциплины в зависимости от потребности рынка труда. Колледж проводит процедуры анкетирования с целью выявления удовлетворенности качества подготовки выпускников колледжа.
В рамках мероприятий по содействию трудоустройству выпускников, ежегодно в колледже проходит ярмарка вакансий, где студенты выпускного курса специальностей «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика» и «Фармация» встречаются с представителями работодателей. Студенты напрямую общаются с главными сестрами и директорами медицинских организаций, задают все интересующие вопросы по возможностям трудоустройства, наличию вакантных мест и т.д.
- Стрессоустойчивость, умение реагировать на хамство, быстрая реакция – эти качества врожденные или их можно воспитать в себе?
- В современном мире с его скоростями и количеством информации, стрессоустойчивость не просто важна, а является одним из самых необходимых личных качеств не только в работе, но и в повседневной жизни любого из нас. Хотя, безусловно, в работе медицинской сестры, которая подразумевает постоянный эмоциональный контакт с большим количеством людей, нуждающихся в помощи, стрессоустойчивость особенно необходима. Конечно, ее можно развить и поддерживать в себе. Материальные затруднения, перегрузки, сменная работа, – эти факторы способствуют профессиональному выгоранию медперсонала и без постоянного развития в себе стрессоустойчивости долго не протянуть.
- Наблюдаете ли Вы тенденцию к уменьшению числа абитуриентов на фоне пандемии?
- Нет, количество абитуриентов, желающих обучаться медицинским специальностям, во время пандемии резко возросло. Все сотрудники лечебно-профилактических учреждений были востребованы, кроме того ощущался дефицит кадров.
- А в чем причина нехватки медицинского персонала?
- Причин много: несовершенство системы оплаты труда, низкая мотивация, правовая незащищенность, недостаточная социальная поддержка медицинских работников. Специалисты уходят из медицинских организаций, из отрасли из-за отсутствия возможностей для профессионального роста и дальнейшего развития. Чтобы предотвратить отток кадров, в первую очередь нужно поднять имидж медицинского работника, увеличить зарплату, доплаты и надбавки за дополнительные риски и нагрузки, усилить социальную защиту и меры поддержки работников здравоохранения.
- Работали ли ваши студенты волонтерами в ковидных диспансерах?
- В колледже активно ведется волонтерская деятельность. Весной 2020 года мы вместе с сотрудниками колледжа работали в карантинном центре, развернутом на базе санатория «Коктем». В данное время более двухсот человек из числа наших студентов и преподавателей не остались в стороне и работают волонтерами в пунктах вакцинации г. Алматы.
Накануне Дня медицинского работника хочется отдать дань уважения самоотверженности, профессионализму, душевной щедрости наших врачей и медицинских сестер, принявших на себя удар коварной эпидемии. Поистине, вклад каждого из Вас бесценен и заслуживает самой глубокой благодарности. Уважаемые коллеги, желаю вам крепкого здоровья, профессионального роста, материального благополучия.
Счастья вам и вашим семьям!
Л. Алибекова
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии