Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяРазвитие собственного фармацевтического производственного сектора - сложный, трудоемкий и в то же время необходимый для обеспечения здоровья и благополучия казахстанцев процесс. Понимая важность развития фармацевтической промышленности для общества, правительство уделяет большое внимание программам, направленным на поддержание этой сферы. В настоящее время в фармотрасли снова идут преобразования и в законодательство сферы регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий вносятся изменения. О приоритетных направлениях развития фармотрасли рассказывает президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК Марина Ивановна Дурманова.
Дерегулирование цен на лекарственные средства
Как известно 1 сентября 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», в котором обозначил приоритеты развития отечественного здравоохранения. В числе первоочередных задач Президент РК назвал поэтапный отказ от вмешательства государства в ценообразование и комплексное улучшение медицинской инфраструктуры, в том числе посредством государственного-частного партнерства, развитию сельского здравоохранения и фармацевтической индустрии.
На лекарственные средства (далее - ЛС), как социально значимый товар, в 2019 году было введено регулирование цен. Проведение регулирования цен на лекарственные средства в коммерческом сегменте государственные органы активно обсуждали с представителями бизнеса. На тот момент Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности РК (далее - Ассоциация) озвучила возможные риски в связи с применением этой нормы. Прежде всего это касалось ухода с рынка недорогих лекарственных средств. Понятно, что регулирование цен на ЛС вводилось с целью их доступности для населения РК, но в итоге появилась физическая недоступность линейки ЛС с низким ценовым порогом. И сегодня в розничном сегменте отсутствуют более 100 лекарственных средств и МИ, среди которых: натрия и кальция хлориды, корвалол, валидол, нитроглицерин, аспаркам, изокет, лидаза, капроприл, циклофероны, лоперамид, демотон, баралгин, вольтарен, стопдиар, панкреатин, хилак-форте, омепразол, тетрацикцины, сальбутамол, димексид и т.д. Не следует забывать, что поставки ряда препаратов были нарушены из-за изменения геополитической ситуации, это лекарственные средства производства России и Украины.
В связи с Посланием Президента 2022 года Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности РК предложила убрать из ценового регулирования лекарственные средства, реализуемые в коммерческом сегменте.
Агентство по защите и развитию конкуренции (Агентство) совместно с Министерством здравоохранения ввели в работу поэтапное дерегулирование лекарственных средств в коммерческом сегменте, что было отражено в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития конкуренции» № 101-VII ЗРК от 03.01.22 г. (поправки в ст. 245) и в Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс). Но до сих пор не утвержден перечень лекарственных средств, которые подлежат ценовому регулированию. Без этого перечня не может выйти приказ о формировании оптовых и розничных ценах на лекарственные средства, который мы ожидали 1 июля 2022 года. Фармацевтический рынок находится в режиме ожидания. Более того, фармацевтические Ассоциации РК предложили в рамках дерегулирования цен охватить весь перечень безрецептурных лекарственных средств, которые составляют около 20% от общего количества лекарственных средств, зарегистрированных на территории страны. На текущий момент пока это предложение не приято и введено ограничение для вывода ЛС на первом этапе без регулирования цен. Это должны быть ЛС, которые имеют более трех торговых наименований ЛС в рамках одного МНН и более трех производителей. В результате таких препаратов оказалось около 500 наименований. Таким образом Ассоциация выражает надежду, что ЛС для реализации в коммерческом сегменте будут выведены из ценового регулирования полным списком, после внесенных поправок в Кодекс.
Развитие фармацевтической промышленности
22 сентября 2022 года в ходе заседания общественной рабочей группы ТОО «СК-Фармация» были показаны возможные инструменты для реализации задач, поставленных Главой государства перед фармацевтической промышленностью, отраженных в Послании народу от 01.09.21 года.
Меры по развитию фармацевтической промышленности заложены в программных документах: Государственная программа развития здравоохранения, Национальный проект «Здоровая Нация» на 2021-2025 годы и Национальный план по развитию конкуренции., а также Комплексный план по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2020-2025 годы.
Основными задачами этих документов являются наращивание научного и кадрового потенциала, развитие отечественного производства фармпрепаратов и увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской продукции, доведение до 2025 года доли отечественного производства на фармацевтическом рынке до 50%.
В настоящее время в фармацевтическом секторе наблюдается импортозависимость, низкий экспортный потенциал отечественных фармпроизводителей, 17% - доля ЛС и МИ отечественного производства на локальном рынке и 30% - доля закупа ЛС и МИ с местным содержанием через ЕД для систем ГОБМП и ОСМС.
Для того, чтобы исправить ситуацию необходимо провести:
Эти меры помогут к 2025 году достичь уровня 50% доли ЛС и МИ отечественного производства на рынке РК и 50% доли закупа ЛС и МИ с местным содержанием через ТОО «СК-Фармация» для систем ГОБМП и ОСМС, увеличения частных инвестиций до 783,3 млрд тенге к 2025 году, создания 13 тыс. рабочих мест на фармпроизводстве. А в социальном плане произойдет улучшение качества и продолжительности жизни населения до 75 лет, и вырастет уровень удовлетворенности медицинским обслуживанием до 80%.
Для привлечения иностранных инвестиций были предложены и вносятся поправки в Постановление Правительства РК от 04.06.21 года № 375 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа ЛС, МИ и специализированных лечебных продуктов в рамках ГОБМП и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» в части предусмотрения контрактного производства орфанных ЛС с предоставлением долгосрочного договора не менее 3-х лет с последующим углублением. С учетом геополитической ситуации глобальные фармпроизводители стали рассматривать этот формат для входа на площадки ОТП в рамках контрактного производства.
Еще одним из вопросов, рассматриваемых рабочей группой на заседании ЕД, стал вопрос долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями, которые были заключены согласно Кодексу, сроком на 10 лет. К сожалению, Кодекс не предусматривает продление даты долгосрочных договоров из-за чего многие из них подошли к своему завершению. Ассоциация предложила формат продления, и в связи с этим внесение изменений в Кодекс по тем позициям долгосрочных договоров с отечественными производителями, где уже произведен трансфер технологий на производственные площадки и которые являются добросовестными поставщиками ЛС и МИ в рамках долгосрочных договоров.
В 2020 году в своем Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев впервые поручил ввести регулирование «с чистого листа», что изменит основные принципы регуляторной политики. Об этом он говорил в Послании народу Казахстана и в 2022 году. Законопроект планируется принять в начале 2024 года.
Реализация реформы в течение последующих 3 лет позволит установить требования к бизнесу, которые будут:
Соответственно в рамках регулирования «с чистого листа» МЗ РК была создана Рабочая группа (далее – РГ) по пересмотру НПА и выявление излишних требований к предпринимателям.
В рамках работы в данной РГ при МЗ РК, Ассоциация пересмотрела стандарты надлежащих аптечных практик GPP (Приложение 5, к приказу и.о. МЗ РК от 4 февраля 2021 года № ҚР ДСМ-15). Были внесены поправки, исключены излишние требования к работе аптечных организаций, которые были полностью одобрены госорганом.
В частности, исключены пункты, повторяющиеся несколько раз в различных формулировках и дублирующие друг друга, такие как: предоставление населению информационных брошюр и буклетов медико-санитарного содержания по вопросам здоровья; наличие необходимой справочной литературы; консультации, включая направление к врачу и т.д.
Маркировка и процесс прослеживаемости ЛС и МИ
Нельзя оставить без внимания и такой актуальный вопрос как введение маркировки и прослеживаемости лекарственных средств. В первую очередь была сформирована и утверждена нормативная правовая база, регулирующая сферу маркировки ЛС средствами идентификации и прослеживаемости продукции, установлена стоимость контрольного (идентификационного) знака в размере 2,4 тенге. И с 1 июня 2022 года стартовал первый этап маркировки по перечню ЛС, утвержденному Постановлением Правительства РК. В настоящее время идет активная подготовка к второму этапу маркировки., т.е. готовности оптовых компаний и аптечных организаций.
В ходе рабочего совещания с Единым оператором и представителями аптечных организаций южного региона Республики: г. Алматы, Алматинской области, г. Шымкента и Шымкентской области, Туркестана и Кызылорды, где к совещанию подключилось около 186 объектов фармацевтической деятельности, были представлены слайды по программам прослеживаемости лекарственных средств. Прием и отпуск ЛП из аптек, работа с бракованной продукцией, пересортицей и т.д., то есть все возможные проблемные вопросы, возникающие в процессе прослеживаемости и выбытия ЛС из оптовых и аптечных организаций и действия по их исправлению, были подробно описаны и апробированы. Совещание проходило при поддержке Департаментов Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК указанных городов и областей и активном содействии Ассоциации и ее региональных подразделений из Шымкента, Кызылорды, Алматинского филиала, которые обеспечили максимальное участие слушателей на этом мероприятии. 29 сентября аналогичное совещание было проведено с северными и центральными регионами страны.
Таким образом сегодня существует четкий план развития медицинской и фармацевтической отрасли, с приоритетами, указанными Главой государства, и Ассоциация находится в режиме постоянного диалога с регуляторами и объектами фармацевтической деятельности для реализации поставленных целей.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии