Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
05 февраля 2023. воскресение, 22:49
Информационно-аналитическая газета

Статьи

1043 0

С какими итогами по внедрению маркировки мы пришли к окончанию года и почему?

  Обеспечение прозрачного свободного и законного оборота товаров – основная задача внедрения проекта по маркировке. И, как известно, в Казахстане этот процесс стартовал в 2018 году и уже в 2022 году обязательная маркировка введена по 4 товарным группам: меховые и табачные изделия, обувь, лекарственные средства. Итоги «пилота» по лекарственным средствам вроде бы показали, что страна готова к внедрению процедуры маркировки и прослеживаемости. Но ряд совещаний, проведенных на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», где обсуждались проблемные вопросы по запуску маркировки показал, что бизнес в полной мере не готов к этому шагу и следует перенести сроки системы маркировки и прослеживаемости товаров.

Затраты для производителей

  Как отметила исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация производителей фармацевтической и медицинской продукции ФарМедИндустрия Казахстана» Гулдария Манакбаева на ноябрьской встрече с бизнес-сообществом и профильными ассоциациями на площадке НПП «Атамекен», маркировка – это, прежде всего, немалые финансовые затраты для производителей ЛС: закуп оборудования для сериализации и агрегации, криптографических кодов у единого оператора, подготовка и перестройка помещений и линий (стоимость одной линии может достигнуть около 0,5 млн евро). Добавьте к этому установку программного обеспечения, модификацию упаковочного материала, а с учетом нестабильной геополитической обстановки возможны риски с поставкой этих материалов, и конечно, изменение регистрационного досье. На чьи плечи лягут эти глобальные затраты? В настоящее время вопросы государственной поддержки в плане возмещения затрат производителей на приобретение оборудования для маркировки, включения затрат на маркировку в стоимость лекарственных средств еще не решены. А по прогнозам Института экономических исследований, маркировка станет стимулом для: повышения цен на ЛС до 27% к 2025 году, банкротству предприятий малого и среднего бизнеса, а также снижению доступности ряда ЛС, которые просто уйдут с аптечного рынка. В условиях кризиса вводить маркировку лекарственных средств рискованно. Кроме того, маркировка должна сопровождаться прослеживаемостью, которая является неотъемлемой частью процесса.

   Очень хорошо проблемы прослеживаемости осветила Президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК Марина Дурманова. Она отметила, что программные решения, которые есть на сегодняшний день не интегрированы с программами государственных органов (КГД МФ РК), а также требуют доработки, поскольку существуют разночтения в единицах выбытия товара (таблетка/упаковка).

Затраты аптечных сетей

   Согласно опыту аптечных организаций, модуль интеграции для них в системе прослеживаемости товаров не разработан, что приводит к невозможности вывода лекарственных средств из оборота и подтверждения акта приема-передачи. Причем модуль маркировки может быть привязан только к последней версии программы 1С: Аптека, что потребует обновления программ для аптек – это тоже затраты. Подводя итог, отметим, что для аптеки необходимо приобрести следующее: контрольно-кассовую машину, сканер, камеру, обновить программу 1С: Аптека, встроить модуль интеграции, и сервер для поддержки базы. Марина Ивановна обратила внимание еще на такой нюанс, как наложение штрафа на аптеку в случае несвоевременного оформления выбытия товара (по законодательству – 1 день). И Ассоциация обсуждает вопрос о внесении изменений в Административный Кодекс РК для исключения этого административного наказания. И наконец, один из важных критериев - стабильность интернет-сети, потому что введение прослеживаемости возможно реализовать только при наличии высокоскоростного и стабильного интернета в аптеках. 1 декабря 2022 года на рабочем совещании в НПП РК «Атамекен» под председательством заместителя Премьер-министра - Министра торговли и интеграции С.М. Жумангарина и Председателя Президиума НПП РК «Атамекен» Р.А. Баталова Марина Ивановна Дурманова поделилась результатами опроса среди специалистов аптек по качеству работы интернета. 94% опрошенных имеют перебои в работе интернета, из них 65% пользуются модемом для выхода в интернет, 69% имеют мобильный интернет. Среди респондентов - 73% фармацевтов, являются сотрудниками индивидуальных аптек и 62% располагаются в регионах. Работники аптечных организаций отмечают, что большую часть дня интернет не работает, низкая скорость не позволяет полноценно им пользоваться.

На совещаниях было приведено достаточное количество доводов и Министерство здравоохранения РК поддержало предложение бизнеса отсрочить маркировку ЛС до полной готовности информационной системы прослеживаемости и маркировки товаров, а также всех участников рынка и внедрять ее в несколько этапов. На данный момент определена следующая последовательность:

  • с 1 июля 2024 года (2 этап) - ЛС, закупаемые Единым дистрибьютором (около 40%);
  • с 1 января 2025 года (3 этап) - рецептурные ЛС (около 30%);
  • с 1 июля 2025 года (4 этап) - безрецептурные ЛС (около 30%).
  • Полная прослеживаемость будет внедряться с 01 июля 2024 года

По итогам обсуждения Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Р. Баталов отметил, что по вопросам маркировки обуви и фармацевтической продукции будет организована еще отдельная встреча. В обсуждении приняли участие более 20 представителей бизнеса и ассоциации.

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы