Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
22 декабря 2024. воскресение, 06:38
Информационно-аналитическая газета

Статьи

2154 0

К 30-летию Независимости Республики Казахстан

О развитии детской хирургической службы Научного центра педиатрии и детской хирургии рассказывает руководитель хирургического блока Константин Эдуардович Хаиров.

Более 27 лет герой этой публикации отработал в Научном центре педиатрии и детской хирургии. Пройдя профессиональный путь от научного сотрудника в отделении хирургии до руководителя хирургического блока, к.м.н., хирург высшей категории Константин Эдуардович Хаиров с удовольствием рассказывает, как слаженно и четко работает вся хирургическая команда Центра, как важен вклад каждого специалиста, но при этом очень неохотно говорит о себе.

Нас познакомила пресс-секретарь НЦПДХ Назира Жумакулова. Она с большим уважением поведала о высоком профессионализме главного хирурга, его необыкновенных руках, наделенных даром исцеления. Эксперт своего дела, хирург успешно выполняет высокотехнологичные оперативные вмешательства при портальной гипертензии, образованиях брюшной полости и грудной клетки, хирургические коррекции при врожденных пороках развития желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей. Им выполняются современные методики проведения шунтирующих операций при портальной гипертензии в детском возрасте, а также обширные резекции печени при различных патологиях у детей. Назира отметила, что Константин Эдуардович имеет очень редкую специализацию - детский хирург-гепатолог, он автор более 60 научных трудов в области детской хирургии, имеет 5 авторских свидетельств на изобретения, 4 из которых посвящены хирургии печени. В 2003 году К. Хаиров защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование диагностики и хирургического лечения эхинококкоза печени у детей», в ходе которой им был разработан и впервые внедрен в клинику новый чрезкожный пункционно-аспирационный метод лечения больных с эхинококкозом печени, на который получено авторское свидетельство.

Хирург с большой буквы Константин Хаиров за вклад в развитие здоровья детей награжден нагрудными знаками «Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау ісінің үздігі», «Денсаулық сақтау ісіне қосқан үлесі үшін», Благодарственным письмом премьер-министра РК и другими Почетными грамотами министерства здравоохранения РК. Константин Эдуардович постоянно выезжает в областные и районные центры страны для консультаций и помощи при оперативных вмешательствах, делится опытом с региональными врачами. В отделении хирургии НЦПДХ трудятся и его ученики, которые активно перенимают не только профессиональный, но и жизненный опыт известного врача.

- Логично было спросить у человека, уделяющего так много внимания внедрению новых технологий и методов лечения, как со временем меняется детская хирургия?

- По сравнению с теми годами, когда я только пришел в НЦПДХ, изменения произошли кардинальные, особенно это касается хирургического оборудования. В операционные пришли мультифункциональные комплексы, видеоэндоскопические системы, электрокоагуляторы, многие хирургические вмешательства стали выполняться с использованием методов минимально инвазивной хирургии. Поменялось многое, даже такой, казалось бы, простой элемент, как шовный материал. Хирургам стали доступны отдельные специализированные нити, предназначенные сугубо для определенных этапов хирургических вмешательств, что позволило серьезно сократить вероятность послеоперационных осложнений. Каждый год и каждый час в хирургии что-то совершенствуется, поэтому мы постоянно на связи с коллегами по всему миру, учимся, делимся опытом. С помощью интернета стало гораздо проще налаживать связи, но безусловно лучше всего живой контакт. Во время операции всегда возникает масса вопросов, их необходимо обсуждать напрямую с оперирующим хирургом.

С открытием отделения онкологии мы начали проводить операции при объемных опухолях печени. Перед операциями и после назначается курс химиотерапии, что позволяет уменьшить объем опухоли и, естественно, влияет на результат лечения.

Освоен целый ряд спецпроцедур: только в нашей клинике проводится пластика пищевода детям со стриктурами пищевода, например, у детей, случайно выпивших жидкость для очистки казана. К сожалению, дети очень часто страдают от химических ожогов пищевода из-за небрежности взрослых при хранении применяемых в быту опасных веществ.

Также у нас проводится объемная операция по замене суставов при остеосаркомах. Остеосаркомой, саркомой Юинга, хондросаркомой болеют преимущественно подростки. Имплантация эндопротеза позволяет им вести полноценный образ жизни после выздоровления. При этом установка импланта никак не влияет на эффективность противоопухолевого лечения.

В последние годы выполняется операция лазерной коагуляции при ретинопатии недоношенных новорожденных, что позволило уменьшить инвалидность и вернуть зрение малышам в 93% случаев.

В 2009 году Королевством Саудовская Аравия нам был подарен магнитно-резонансный томограф и рентген аппарат. Это позволило намного сократить продолжительность проведения исследований и подготовки к операциям. А это значит, что мы смогли помочь большему числу детей.

В год в нашем институте проводится более 2000 оперативных вмешательств детям, из них около 200 на открытом сердце.

- В 2018 году на пресс-конференции были представлены такие цифры: ежегодно в стране рождается более 3000 детей с пороками сердца, 40% их них нуждаются в операции на первом году жизни. Но, к сожалению, проводится менее половины операций от потребности. Улучшилась ли ситуация сегодня?

- Могу с радостью сказать, что ситуация была переломлена в лучшую сторону. Сегодня по стране уже 9 современных кардиоцентров полностью решают эту проблему. Правда, и количество новорожденных с пороками сердца растет с каждым годом, но в большей степени это связано с улучшением пренатальной диагностики. Выявляемость пороков сердца сегодня достигает в некоторых регионах 100%. Это значит, что помощь ребенку придет и время не будет упущено. Улучшилась диагностика и других врожденных пороков развития. Неонатальный хирург сегодня есть в каждом областном центре страны. Если диагностирована проблема, которую нельзя решить на областном уровне, мама едет в республиканские центры в Нур-Султане и к нам. Такая регионализация позволила очень серьезно повысить выживаемость детей.

- Врач-хирург - это по сути очень высокотехнологичный инструмент, которому нет замены, несмотря на все современные научные разработки. Даже инновационными хирургическими роботами все равно управляет врач. Но при этом хирург продолжает оставаться человеком со своими заботами, недомоганиями, переживаниями. Что может выбить Вас из колеи, а что лучше всего способствует работе?

- Ну я же не железобетонный, чтобы ни на что не реагировать. Я обычный человек, которого, например, обижает сегодняшнее отношение к врачам, недоверие в целом ко всей медицине. С одной стороны, у врачей сегодня 2-3-кратные перегрузки из-за пандемии коронавируса и нехватки кадров, а с другой сильное давление со стороны мам, пап, бабушек и тетушек наших маленьких пациентов. Я понимаю, что взрослые под час напуганы гораздо больше малышей и от этого родители пытаются контролировать каждое назначение врача. Но это мешает работе.

Очень тяжело бывает объяснить будущей маме, что у ее еще не рожденного, но уже любимого малыша патология развития. Даже консилиум врачей подчас не может убедить ее прервать беременность, если у ребенка серьезный порок несовместимый с жизнью или множественные пороки развития.

Кажется, сегодня все знают, как важно успеть вовремя к пациенту, но перед врачом все равно существуют препоны, которые невозможно обойти. Мне недавно запретили брать с собой в самолет хирургические инструменты для экстренной помощи ребенку, когда я вылетал в регион. Пришлось весь комплект переупаковывать в несколько слоев пленки, бумаги, чтобы не испортить при перевозке. Это непростые моменты профессии.

А что способствует работе? Наша слаженная команда, в которой отличные специалисты. Современная хирургия основывается на мультидисциплинарном подходе, который дает возможность оптимизировать процессы диагностики и лечения. Любой специалист при этом подходе исключительно важен: операционная бригада, хирурги, анестезиологи, реаниматологи, операционные сестры, санитарки, лаборанты - от каждого из них зависит результат лечения. Нет мелочей ни при диагностике, ни в операционном периоде, ни при дальнейшей реабилитации ребенка, когда нам огромную помощь оказывают родители малыша, они тоже становятся членами команды.

- Получается отключиться от работы, когда уходите домой?

- Как отключиться? Звонки идут круглосуточно. Постоянно приходится держать на контроле какой-то процесс, послеоперационное состояние детей, или ждем, когда родится ребенок, которому требуется операция. Наш Центр оказывает не только плановую, но и экстренную оперативную помощь новорожденным с врожденными пороками развития.

- Непростую Вы выбрали стезю, не жалеете?

- Никогда не жалел, что стал детским хирургом. Я ни о какой другой работе и не думал, кроме медицинского института, больше никуда поступать не собирался. Благодарен своему педагогу, наставнику, основателю детской хирургии в Казахстане Академику Ормантаеву Камалу Саруаровичу, который в 94 году открыл здесь отделение хирургии и взял меня на работу, моим учителям: Ахпарову Нурлану Нуркиновичу, Ормантаеву Алмасу Камаловичу. Мне очень нравится работать с детьми, они во многом лучше нас, взрослых. Малыши не жалеют себя после операции, наоборот, воспринимают ситуацию очень естественно: проснулся, надо бежать, играть.

- Так ведь у грудничка не спросишь, что болит?

- Здесь свои методы обследования, свой подход. Для диагностики есть оборудование. Сложнее расположить к себе ребенка. Нет какого-то одного универсального совета, как добиться доверия у детей. Никогда заранее не планирую, что буду говорить. Один малыш лежит и улыбается всем на свете, даже если и больно, а другой часто плачет просто потому, что боится остаться один. К каждому нужен индивидуальный подход.

- Детская хирургия отличается от взрослой?

- Безусловно, ребенок и анатомически, и физиологически не похож на взрослого, его организм растет, меняется. Есть целый список чисто детских патологий, которые не встречаются у взрослых, прежде всего пороки развития, часть которых нуждается в экстренном хирургическом лечении уже в первые часы и дни после рождения ребенка: атрезия пищевода, непроходимость кишечника и др. Поэтому детская хирургия - это отдельная специальность. Когда я еще учился и начинал работать, считалось, что детский хирург должен быть универсальным, уметь оперировать любой орган ребенка, начиная от головы, заканчивая пятками. Понемногу ситуация начала меняться. Детские хирурги становятся более узкими специалистами, и это тоже очень хорошо. Чем больше мы вникаем в узкую специализацию, тем более сложные и технологичные операции можем проводить.

- Сколько операций Вы уже провели, вели подсчет? Какая из них была самая сложная?

- Точно не скажу, примерно так навскидку, более 5 тысяч. Самая сложная, наверное, первая операция. Сколько бы ты ни изучал хирургию, сколько бы ни ассистировал, пока сам не сделаешь первый разрез, хирургом не станешь. Были у меня потом и очень сложные, и очень длинные операции - по 14 часов на ногах, но самая первая, грыжу оперировал, она важнее всех.

- Существуют ли у Вас какие-то личные приметы или традиции перед операцией?

- Наверное они есть у каждого врача, мы все живые люди, подчас и суеверные. Но это пусть останется моим секретом.

- Что бы Вам хотелось пожелать в День медицинского работника?

- Всем моим коллегам, которые в это очень сложное время сутками пропадают на работе, хочется пожелать скорейшей победы над невиданной ранее эпидемией. Так, забыв об отдыхе, работают все в нашем Центре, подобная ситуация и в регионах. Я бываю в разных городах нашей страны и вижу, что медицинского персонала не хватает, люди работают на износ. Хотелось бы, конечно, чтобы этот труд был достойно вознагражден, чтобы врачи и медсестры были спокойны за своих детей, за свои семьи. Всем нам желаю большого терпения и железного здоровья, нам никак болеть нельзя.

Понравилась новость? Расскажи друзьям на


Еще больше новостей на нашем Telegram-канале
18 июня 2021
«Казахстанский фармацевтический вестник» №12 (611), июнь 2021 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы