Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
22 декабря 2024. воскресение, 10:27
Информационно-аналитическая газета

Статьи

1361 0

Несмотря на то, что ВУЗы страны ежегодно направляют на рынки труда более 70 тысяч выпускников, бизнес постоянно испытывает потребность в хорошо обученных специалистах. Как подготовить конкурентоспособного выпускника, каким багажом знаний он должен обладать сегодня, об этом мы беседуем с деканом Школы фармации КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова доктором фармацевтических наук, профессором Зурияддой Сакиповой.

С формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Целью образования является не только овладение студентом совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие его кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению и саморазвитию.

Профессиональные компетенции складываются из общепрофессиональных и специальных компетенций, воспитанности, удовлетворенности студентов своим обучением в университете, и имеют прямую связь с востребованностью выпускников на рынке труда.

Опрос студентов Школы фармации подтверждает значимость практико-ориентированной работы на занятиях. Опросы обучающихся показали, что для них путь к пониманию теоретических знаний лежит через решение реальных практических задач. Когда изучение теории происходит через практическое применение, студенты более мотивированы и понимают пользу и актуальность образования.

В нынешних условиях единого фармацевтического рынка ЕАЭС, когда идет интегрирование национальных практик с международными, устанавливаются единые нормы в рамках ЕАЭС, подготовка хорошо ориентирующихся во всех существующих реалиях, грамотных и конкурентноспособных специалистов – задача архисложная. По словам Зуриядды Бектемировны, одними из основных составляющих профессиональных компетенций, которыми должны владеть выпускники Школы фармации, являются практические навыки.

«Это требование прописано в новых единых правилах сертификации специалистов. На этом настаивают представители Совета работодателей, который мы сами создали на базе нашей Школы фармации и с которым постоянно консультируемся. Авторитет Совета трудно переоценить: в него входят представители практической фармации, профессиональных Ассоциаций, регуляторных органов, производителей фармацевтических продуктов, аптечных организаций, логистических складов фармацевтической и медицинской продукции, судебно-медицинской экспертизы, испытательных лабораторий и др. Это сотрудничество очень активное, продуктивное, а самое главное, ответственное. Вместе создаем образовательные программы, наращиваем учебную базу, развиваем дуальное обучение, привлекаем работодателей к проведению лекций и занятий.

Большой процент занятий проводим на практических базах или производственных площадках наших партнеров: ТОО «VIVA Pharm», ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм», ТОО «ПЛП Жанафарм», ТОО «Fitoleum», ТОО «Kelun-Kazpharm», ХИМФАРМ «SANTO», ТОО «ПФК Элеас», ТОО НПП «Антиген», ТОО «КФК» Медсервис Плюс»», ТОО «Tакеда Казахстан», TОО «Бионорика КАЗ», ТОО «DENOVO IMPEX (ДЕНОВО ИМПЕКС)», ТОО «Inkar», Аптека №2 (Центральная аптека), ТОО «Садыхан Социальная аптека», Сеть аптек «Europharma» и др.

При подготовке силлабусов (учебных программ для студентов) рекомендуем качественно новые учебники, в которых будут учтены все новшества в изучаемых сферах, помимо обязательной литературы для каждой дисциплины рекомендуем учебники международного уровня, актуальные нормативно-правовые акты в рамках ЕАЭС, плюс дополнительные материалы ICH — международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов. В ближайшее время мы готовим базу для открытия новой специальности - «Стандартизация лекарственных средств и медицинских изделий». Это требование времени: –сегодня нам критически не хватает специалистов в этой области.

Миссия университета и Школы фармации отражает образовательную стратегию в соответствии с Государственными программами реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан. Одной из основных задач является - организация и обеспечение надлежащего учебного процесса, создание конвертируемого портфолио для каждого выпускника, способного ответить вызовам современного рынка.

Реалиями сегодняшнего дня является тотальная цифровизация, включение в образовательные программы надлежащих правил GxP, вопросов риск-ориентированного подхода при производстве лекарственных средств и оценке их безопасности, других насущных вопросов. Фармация движется огромными шагами: вхождение в ЕАЭС, создание новой Фармакопеи ЕАЭС, единая концепции требований к качеству лекарств, правил регистрации лекарственных средств… Все это заставляет нас думать и работать совершенно в новом ритме – непрерывное обучение, больше практики, больше интеграции …» –рассказала З. Сакипова.

Неотъемлемой частью обучения и совершенствования профессиональных навыков студентов в КазНМУ всегда было использование симуляционных методик. Руководит Симуляционным центром доктор медицинских наук Найля Ануаровна Талкимбаева. В 2020 году прошло значительное обновление Симуляционного центра. Было установлено интерактивное высокотехнологичное медицинское обучающее оборудование, в учебные аудитории поставлены мультимедийные проекторы для проведения интерактивных лекций и демонстрационно-тренажерных классов. Эффективность такого рода центров для обучения бесспорна. Она дает возможность студентам отработать навыки на современном оборудовании, запомнить подходы к проведению процедур, отработать навыки в команде, обсудить возникающие проблемы и найти решения в учебных условиях.

Был серьезно обновлен и Симуляционный центр «Фармация» (Центр практических навыков для специальностей «Фармация» и «Технология фармацевтического производства», далее ЦПН «Фармация»). О том, как на его площадке обучающиеся смогут освоить и отработать основные практические навыки своей будущей профессии до соответствия требованиям рынка труда, рассказывает кандидат фармацевтических наук, доцент Эльмира Николаевна Капсалямова.

Для того чтобы отвечать современным стандартам образования, создан ЦПН «Фармация». Миссия ЦПН «Фармация» - сопровождение формирования и развития практических навыков студентов, получающих профессию фармацевта, технолога фармацевтического производства, путем создания материально-технических условий.

Симуляционный центр является структурным учебно-методическим подразделением КазНМУ, предназначенным для обеспечения безопасной, надежной образовательной среды, где отрабатываются не только отдельные практические навыки и компетенции, но и осуществляются учебно-методическая работа, научный поиск, экспериментирование технологий получения фармацевтических субстанций, различных лекарственных форм и изделий.

Проектирование ЦПН «Фармация» проводилось совместно с кафедрой инженерных дисциплин Школы фармации и архитектурно-проектной компанией «АРХИпелаг». Принципы надлежащего фармацевтического производства учтены при проектировании помещений ЦПН «Фармация».

Центр практических навыков решает следующие задачи:

- организация практических занятий в центре, способствующих повышению качества подготовки на основе новых организационных форм, методов обучения и контроля;
- обеспечение последовательности и преемственности в освоении практических навыков по программам высшего и постдипломного образования;
- создание методического обеспечения процесса практической подготовки студентов;
- осуществление комплекса образовательных мероприятий, направленных на развитие, укрепление практических умений: учебной практики, производственной практики, самостоятельной работы студентов по закреплению практических навыков;
- изучение перечня практических навыков по специальностям «Фармация», «ТФП»;
- формирование практических профессиональных навыков у студентов на оборудовании и приборах в соответствии с утвержденными планами и программами по специальностям «Фармация» и «Технология фармацевтического производства»;
- экспертная оценка уровня сформировавшихся умений и навыков;
- оптимизация и контроль качества процесса формирования и совершенствования практических профессиональных навыков студентов.

Симуляционный центр «Фармация» имеет 4 участка, оснащенных современным оборудованием.

Участок твердых лекарственных форм оснащен следующим оборудованием:

- многофункциональный аппарат с разными насадками (гранулятор для таблеточной массы) ERWEKA (пр-во Германия);
- ножевая мельница исследований 230В GM 200 Retsch (пр-во Германия);
- сушильный шкаф ШС-80-01СПУ;
- таблетированный пресс с одной станцией СPR-6 (пр-во Италия);
- настольная машина для наполнения твердых желатиновых капсул МС -100 (пр-во Италия), часовая производительность 2500;
- термостат UNB 500;
- магнитная мешалка многоместная ПЭ-0135, 220 V, 0,25А;
- аквадистиллятор АДЭа-10 СЗМО 50Гц, 220 Вт.

Участок мягких лекарственных форм оснащен следующим оборудованием:

- суппозиторная линия ERWEKA (пр-во Германия);
- измельчитель ERWEKA AR 402;
- термостат INB400 Memmert;
- аппарат для выливания (формирования) суппозиториев, приготовления мази ERWEKA (пр-во Германия), Серийный №74526.0d52, 230V, F-50Hz;
- стерилизатор 500 ГМС 063445987;
- баня водяная комбинированная, электрическая плита, емкость для нагрева воды.

Участок жидких лекарственных форм оснащен следующим оборудованием:

- лабораторный ультразвуковой экстрактор НО-230;
- стерилизатор паровой полуавтоматический ВКа–75–ПЗ;
- сушильный шкаф ШС-80-02 СПУ модель 2208 с принудительной конвекцией.

Лаборатория контроля качества оборудована тестерами фирмы Erweka:

- тестер насыпной плотности - SVM 101;
- тестер на растворение – DF 600;
- лабораторный рН-метр модели 827;
- весы аналитические – AV264C;
- тестер для определения твердости таблеток, серийный №127229.0bc3;
- вискозиметр – Fungilab;
- микроскоп – PrimoStar.

Симуляционный центр имеет возможность проведения практических семинаров и тренингов с демонстрацией на лабораторных, опытно-промышленных приборах и оборудовании:

- проведение семинаров-тренингов для слушателей Центра повышения квалификации специалистов;
- наработка опытных образцов для твердых лекарственных форм и мягких лекарственных форм;
- разработка состава, технологии получения и критериев качества косметических средств (крема, шампуни, гели и т.д.);
- технология получения и контроль качества БАД;
- проведение научно-исследовательских работ магистрантов и докторантов.

Тренинги на оборудовании симуляционного центра снижают зависимость учебного процесса от графика работы фармацевтического предприятия.

В период пандемии наличие Симуляционного центра ЦПН «Фармация» позволило сохранить достигнутый уровень эффективности обучения и работы по формированию и развитию практических профессиональных компетенций обучающихся. В то время, когда все промышленные базы университета перешли на режим изоляции, у студентов была возможность проходить учебную и производственную практики на базе ЦПН «Фармация». В очном формате активно осваивались навыки работы с оборудованием, а также отрабатывались технологии получения и производства той или иной лекарственной формы, проводилась оценка их качества.

Э. Капсалямова в заключение отметила, что обучение в симуляционном центре эффективно для формирования и/или закрепления индивидуальных практических навыков и развития компонентов профессиональных компетенций обучающихся.

Подготовила Елена Томилова

Понравилась новость? Расскажи друзьям на


Еще больше новостей на нашем Telegram-канале
16 марта 2021
«Казахстанский фармацевтический вестник» №6 (605), март 2021 г.
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы