Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяХроническая йодная недостаточность в окружающей среде является одним из наиболее распространенных факторов негативного воздействия на здоровье населения. Более 1,9 миллиардов человек, а это 31% населения всего мира живут в йододефицитных регионах, в этом списке находятся и казахстанцы.
Сколько йода нужно человеку, чем грозит его нехватка, как проводится профилактика йододефицита – с этими вопросами мы обратились к профессору кафедры эндокринологии АО НМУ им. С.Д. Асфендиярова, доктору медицинских наук Акмарал Нурбековой.
– Акмарал Асыловна, зачем человеческому организму йод?
– Йод входит в состав гормонов щитовидной железы (ЩЖ) и крайне необходим нашему организму для многих физиологических процессов:
- нормального формирования и функционирования мозга,
- развития высокого интеллекта,
- нормальной функции ЩЖ,
- нормального роста и развития ребенка,
- полноценной жизни взрослого человека и продолжения рода,
- нормального течения беременности и родов, нормального развития плода и новорожденного,
- замедления развития атеросклероза и старения организма, для продления молодости и предотвращения преждевременного старения, для сохранения ясного ума и хорошей памяти долгие годы.
Йод является редким элементом на нашей планете, сконцентрированном в основном в океанах и морях. У поверхности моря йодиды окисляются до элементарного йода, который с испарениями поднимается в атмосферу и ветром переносится на материки, где выпадает с осадками. Благодаря высокой летучести йода в приморских районах с дыханием в организм может поступать до половины потребности в данном микроэлементе, а по мере удаления от моря возрастает значимость поступления йода с пищей. Данные обстоятельства обуславливают высокий дефицит йода у населения в центре крупных материков и в высокогорной местности, где морепродукты – большая редкость в рационе.
Недостаточное естественное поступление йода в организм вызывает сложную цепь компенсаторных процессов, призванных поддержать нормальный синтез и секрецию гормонов щитовидной железы, при этом у многих людей развиваются йододефицитные заболевания (ЙДЗ), которые относятся к наиболее распространенным неинфекционным заболеваниям человека. Такие международные организации, как Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный совет по борьбе с расстройствами, вызываемыми недостаточностью йода (ICCIDD) в 1990 году признали ЙДЗ в качестве проблемы здравоохранения в 118 странах мира. В регионах с йодной недостаточностью проживает более 1570 млн человек, т.е. почти треть населения мира испытывает последствия йододефицита. Более 500 млн людей проживает в регионах с тяжелым дефицитом йода и высокой распространенностью эндемического зоба. Около 20 млн человек имеют умственную отсталость вследствие дефицита данного микроэлемента. Проведенный мета-анализ 18 исследований по работе когнитивных и нейромоторных функций показал, что в группах страдающих йододефицитом значения IQ теста были на 13,5 пунктов ниже, чем у группы не имеющей йододефицит. Широкое распространение ареалов йодной недостаточности в мире, пораженность населения йододефицитными состояниями (ЙДС) обусловливают приоритетность решения проблемы по контролю и искоренению последствий йододефицита, которые в определенной степени детерминируют интеллектуальный, образовательный и профессиональный потенциал общества, нации.
– Какие заболевания вызваны именно дефицитом йода в организме?
– Стойкий и длительный недостаток йода проявляется невынашиванием беременности, перинатальной смертностью, физической и умственной отсталостью детей, эндемическим кретинизмом. Наиболее часто йододефицит в организме приводит к развитию диффузного эутиреоидного зоба – равномерного увеличения (гиперплазии) щитовидной железы (ЩЖ). Диффузный зоб возникает как компенсаторный механизм, обеспечивающий достаточный синтез тиреоидных гормонов в условиях нехватки йода.
Вторым по частоте возникновения ЙДЗ среди взрослого населения является узловой зоб – неравномерная, узловая гиперплазия ЩЖ. В эндемичных по зобу регионах узловые формы достигают 50-70% от всей патологии ЩЖ. По данным C. Wang, до 50% людей из общей популяции имеют узловые образования в ЩЖ различного размера, которые определяются специальными методами обследования. За последние десятилетия рост больных с патологией ЩЖ связан не только с высокой заболеваемостью, но и с бурным прогрессом и внедрением новейших методов обследования, высоких технологий в диагностическую программу.
Заболеваемость раком ЩЖ в среднем составляет примерно 1% всех злокачественных опухолей человека и 21% всех опухолей щитовидной железы. Рак ЩЖ наиболее часто возникает в возрасте 40-60 лет, однако довольно часто встречается и в юношеском возрасте (в 13-15% случаев), и в детском (6-7% случаев). Рак щитовидной железы у женщин развивается в 3-4 раза чаще, чем у мужчин.
Следует отметить, что на ранних этапах узловой зоб не ведет к нарушению функций ЩЖ. Однако у ряда пациентов могут сформироваться узловые образования, приводящие в дальнейшем к функциональной автономии щитовидной железы, и вызывать развитие тиреотоксикоза.
Крайняя степень йододефицита проявляется в форме гипотиреоза, обусловленного резким уменьшением уровня тиреоидных гормонов в организме.
При тяжелом йододефиците и снижении у женщины уровня Т4 уже на момент наступления беременности, дефицит тиреотропных гормонов во время развития плода оказывается столь выраженным, что ведет к тяжелейшим последствиям для ребенка и возникновению неврологического кретинизма – крайней степени отсталости умственного и физического развития, связанной с внутриутробным йододефицитом и недостатком гормонов ЩЖ.
Дефицит йода особенно отрицательно сказывается на детях разного возраста. Так, различия в психомоторном развитии у детей с йодным дефицитом начинают проявляться уже с первых месяцев жизни, явно – в 2,5 года и старше, в виде задержки роста и затруднений при учебе. Йододефицит в периоде внутриутробного развития отрицательно отражается в детском возрасте на способностях ребенка к обучению. Снижается мотивация к достижениям, выполнению школьной программы, уменьшается общая познавательная функция. При наличии даже умеренного дефицита йода умственные способности всего населения снижаются в среднем на 10–15%, что представляет собой большую угрозу интеллектуальному потенциалу всей нации.
Даже на фоне умеренного йододефицита у пациентов ухудшается память (особенно зрительная), снижается слуховое восприятие информации и замедляются процессы ее обработки, возникает рассеянность, апатия, слабость, ощущение хронического недосыпания, постоянные головные боли. Вследствие замедления процессов обмена веществ происходит увеличение массы тела, даже при соблюдении диеты. Кожа становится сухой, волосы и ногти – ломкими. Часто наблюдается артериальная гипертония, увеличение уровня холестерина крови, что повышает риск развития ишемической болезни сердца и атеросклероза. Характерно развитие дискинезии желчевыводящих путей и желчнокаменной болезни, у женщин – миомы матки, мастопатии, расстройств менструального цикла и бесплодия.
– Какова суточная потребность в йоде?
– Организм здорового человека содержит 15-20 мг йода, 70-80% из которого скапливается в щитовидной железе и служит необходимым компонентом для синтеза тиреоидных гормонов, состоящих на 2/3 из йода: трийодтиронина (Т3) и тироксина (Т4).
Минимальная суточная потребность в йоде взрослого человека, по данным ВОЗ, составляет 150–200 мкг. За всю свою жизнь человек употребляет всего 1 чайную ложку йода (3-5 г). Но есть периоды повышенной необходимости йода для организма – это половое созревание, беременность и время кормления грудью.
Здесь нужно отметить, что если физиологическая доза йода составляет 200 мкг/сут., то безопасная суточная доза йода в 5 раз выше и составляет 1000 мкг/сут., именно при этих показателях отсутствует риск практически для всего населения старше 19 лет, включая беременных и кормящих женщин.
Йододефицит, испытываемый организмом, определяется по содержанию количества йода в моче (йодурия) и может быть:
- легким – при содержании в моче йода от 50 до 99 мкг/л;
- средней тяжести – при содержании в моче йода от 20-49 мкг/л;
- тяжелым – при содержании в моче йода < 20 мкг/л.
– Проводились ли исследования йододефицита в Казахстане?
– Первое подробное наблюдение географической распространенности йододефицита проводилось в Казахстане еще в 1960-х годах. Тогда выраженный дефицит йода наблюдался в горах и предгорьях Каратау; Заилийском и Джунгарском Алатау и восточном берегу озера Балхаш; восточном крае Казахского низкогорья; Тенгизской впадине и бассейне рек Селета, Ишим, Бухтарма и Юба. Умеренный дефицит был распространен в северной части Каспийской низменности и на правом берегу реки Урал; озере Арал до южных отрогов гор Укутау; левом берегу реки Сырдария; территории между реками Шу и Талас; юго-восточной части плато Бетпак Дала; северном берегу реки Балхаш; Казахском низкогорье, включающем равнину Кулунда и восточную часть севера Казахской равнины; плато Транс-Урал и Тургай; Тургайской и Ишимской равнинах; Кокшетауских горах; Зайсанской равнине; нижних плесах рек Бухтарма и Юба. Легкая степень дефицита наблюдалась в долине вдоль среднего плеса реки Илек, южных отрогах гор Укутау и центральной части Казахской низменности; Кокшетауских холмах и центральной части севера Казахской равнины. На остальной территории недостаток йода не был обнаружен. Было установлено, что общая площадь районов, где имеет место дефицит йода, в Казахстане составляет 1 058 000 км2, что превышает половину территории республики. В 11 из 14 территориальных областей наблюдалась высокая распространенность зоба.
По данным исследования, проведенного в 1992-1993 гг. с участием казахстанских, российских и американских ученых, отмечена высокая частота врожденного гипотиреоза на юге Казахстана (до 7%), которая еще выше (до 14%) у детей, рожденных женщинами с эндемическим зобом. По данным экспертов ЮНИСЕФ и сотрудников кафедры эндокринологии Алматинского института усовершенствования врачей (1996 г.), частота неонатального гипотиреоза в больницах г. Алматы составила 7,2%. Это в 150-300 раз больше, чем в странах, где имеются эффективные программы обеспечения населения йодом.
Наиболее сложная ситуация в Казахстане по йодному дефициту имела место в Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Так, в 1991 году из 1025 обследованных детей в г. Кентау Южно-Казахстанской области распространенность зоба составила 26%, в том числе среди детей 10-12 лет – 34%, а среди детей 13-15 лет – 31%. В 1993 году зоб был выявлен у 50% и 66% населения, соответственно, в Маркакольском и Катон-Карагайском районах Восточно-Казахстанской области. По данным исследований Казахской академии питания в 1999 году 60% женщин репродуктивного возраста во всех регионах Казахстана имели в той или иной степени выраженности йодную недостаточность, из них от 4 до 12% – тяжелую степень йодного дефицита. На современном этапе практически всю территорию Казахстана можно отнести к регионам со средним и легким дефицитом йода.
По данным исследований Казахской академии питания (2000 г.), от 52 до 64% женщин детородного возраста имеют ту или иную степень йодной недостаточности. Эти цифры говорят о том, что более половины населения, т. е. каждый второй житель Казахстана относится к группе риска по развитию йододефицитных заболеваний. Так, эндемический зоб регистрируется в настоящее время даже в регионах, ранее отнесенных к благополучным по обеспечению йодом. В Карагандинской области частота зоба составила у детей 9-15 лет 24,5-28,7%, тогда как ранее эндемия отмечалась только в Осакаровском районе. Очаги зобной эндемии выявлены в Мангистауской области, где у 31,1% детей зарегистрирован эндемический зоб, в Актюбинской – у 24,6% населения, в Атырауской – у 46,1%. Во всех этих регионах зоб ранее не регистрировался. Об этом же свидетельствуют повторные обследования населения эндемических регионов, проведенные в 2000-2001гг. Частота зоба заметно выросла и составляет у детей 9-15 лет от 32,8 до 46,9%, у беременных женщин – от 35,3 до 59,3%. При выборочном обследовании школьников Восточного Казахстана были обнаружены еще более высокие показатели – до 78,6%.
Следует подчеркнуть, что по результатам мультииндикаторных кластерных исследований (МИКИ), проведенных Казахской академией питания в 2006 году при поддержке ЮНИСЕФ, распространенность йододефицита среди женщин репродуктивного возраста снизилась четырехкратно по сравнению с показателем 1999 года и составила 15%. Это произошло благодаря внедрению в практику на национальном уровне эффективных мер профилактики йододефицита.
– В чем особенность профилактики дефицита йода?
– Современные методы профилактики и контроля за распространением ЙДЗ основаны на работе Давида Марина, который еще в 1915 году провозгласил: «Эндемический зоб из всех известных заболеваний легче всего предотвратить». В том же самом году Ханцигер предложил использовать йодированную соль для профилактики зоба в Швейцарии. Первые широкомасштабные исследования по йодной профилактике были выполнены в 1916–1920 годах Марином и Кимбаллом (Marine and Kimball) в Акроне, штат Огайо, США. В этом эксперименте приняли участие около 5 тысяч девочек в возрасте от 11 до 18 лет. Тогда и было продемонстрировано поразительное лечебное и профилактическое действие йода.
К индивидуальной профилактике йододефицитных расстройств относится применение йодсодержащих лекарственных средств, а также внутримышечных инъекций препаратов йода. Индивидуальная профилактика используется лишь при необходимости и обязательной консультации и наблюдения врача. К йодсодержащим препаратам относятся таблетки с йодом калия и йодированное масло для перорального (через рот) и парентерального (инъекционно) приемов.
Групповая йодная профилактика включает назначение препаратов йода группам риска развития йодного дефицита – детям, подросткам, беременным и кормящим женщинам, женщинам репродуктивного возраста. В Казахстане препараты йода включены в перечень лекарственных средств, бесплатно выдаваемых всем беременным женщинам через медицинские учреждения. Эта мера, используемая с 2004 года, направлена на профилактику йододефицита и ЙДЗ не только у женщин, но и у плода, а также у новорожденных.
Массовая профилактика йододефицита и ЙДН осуществляется преимущественно путем йодирования соли. В настоящее время практически вся соль, производимая в Казахстане, а также импортируемая в республику, обогащена йодом. Количество данного микроэлемента в йодированной соли удовлетворяет потребности в йоде у всех людей, в том числе у беременных женщин. В этой связи, возможно, в скором времени отпадет необходимость приема препаратов йода всеми беременными женщинами. В данном случае препараты йода могут назначаться врачами эндокринологами только тем беременным женщинам, которые по какой-либо причине будут нуждаться в дополнительном количестве йода.
– Почему была выбрана именно соль?
– Соль очень удобна для такой цели, так как потребляется всем населением и лишь в определенных количествах. Йодирование соли позволяет хорошо дозировать поступление йода с солью в организм человека. Наилучшим способом получения йода с пищей является каждодневное употребление только йодированной соли. Однако указанное не означает, что йодированную соль нужно потреблять в большом количестве. Такая соль, как и не йодированная, должна потребляться лишь для обеспечения потребности человека в соли, но не более – избыток очень вреден. Избыточное потребление соли, в том числе и йодированной, способствует появлению гипертензии (повышение кровяного давления) и развитию атеросклероза. Прогрессирование этих болезненных состояний в конечном итоге может привести к инфаркту (омертвение участка сердечной мышцы в результате нарушения кровоснабжения) или инсульту (кровоизлияние в мозг).
Потребность взрослого человека в соли составляет 5 г/день, у детей начальных классов – 2–3 г/день, средних классов – 3–4 г/день, старших классов – до 5 г/день. Пищевая соль йодируется таким образом, что в этих 5 граммах соли содержалась та ежесуточная норма йода, которая необходима для нормального роста и развития организма. Следует, однако, отметить, что около 40% от этого количества соли человек в среднем получает в составе хлеба, 40–50% – в составе других готовых продуктов (первое и второе блюда, каши, рыба, колбасы, консервы и др.), около 10% – в составе натуральных не соленых продуктов (например, молоко, кефир, овощи, фрукты и др.).
- Благодарим Вас за интересные и исчерпывающие ответы.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии