II часть аналитического обзора Единого дистрибьютора ТОО «СК-Фармация». В первой части рассматривались проблемы закупа, пути их решения и данные исследуемого для этой цели отечественного и зарубежного опыта.
В настоящее время основными проблемами системы обеспечения медтехникой являются недостаточная оснащенность и высокий уровень износа, имеющегося парка оборудования, разброс цен при закупе медтехники на местах, отсутствие доступных механизмов лизинга медтехники, недостаточность развития отечественного производства медицинских приборов. Для решения указанных проблем планируется осуществлять централизованный закуп медицинской техники на базе ТОО «СК-Фармация» в два этапа.
I ЭТАП: В 2022 Г. Внедрение централизованного закупа медтехники стоимостью более 20 млн. тг. за единицу, а также разработка и утверждение программы оснащения медицинских организаций на 5-летний период.
- Внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и проведение закупа медицинской техники, в том числе и по проведению анализа по усредненным техническим спецификациям медицинской техники.
На сегодняшний день внесены изменения в Правила организации и проведения закупа лекарств, медизделий и специализированных лечебных продуктов в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, фармацевтических услуг, утвержденных постановлением Правительства РК от 04.06.2021 года №375. Процедура закупа медицинской техники регламентируется главой 12 данных Правил. Заказчики осуществляют закуп медицинской техники стоимостью свыше 20 млн. тг. за единицу путем подачи единому дистрибьютору посредством информационной системы единого дистрибьютора (https://portal.efis.kz/) заявки по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения, которая должна содержать:
1) перечень приобретаемой медтехники по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения;
2) техническую спецификацию по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения (при подготовке технической спецификации заказчик включает в нее параметры, влияющие на функциональное назначение медтехники, отсутствие которых ведет к невозможности применения по назначению);
3) экспертное заключение о соответствии характеристик технической спецификации на закуп медицинской техники не менее двум моделям разных производителей или отсутствии зарегистрированных в Республике Казахстан аналогов, выданное экспертной организацией.
9 июня 2022 года приказом Министра здравоохранения РК № ҚР ДСМ-50 были утверждены Правила выдачи экспертного заключения на соответствие характеристик технической спецификации для закупа медтехники. Согласно данным правилам для выдачи заключения, заявитель предоставляет в экспертную организацию:
1) заявление для выдачи заключения на соответствие характеристик технической спецификации для закупа медтехники не менее двух моделей разных производителей медицинской техники по установленной форме;
2) документы и материалы, содержащие сведения о технических характеристиках аналогичной медтехники в полном соответствии с данными государственного реестра лекарственных средств и медицинских изделий.
Экспертной организацией проводится сравнительный анализ функциональных параметров технической спецификации с техническими характеристиками не менее двух моделей разных производителей медтехники представленной заявителем и по итогам выдается заключение. Необходимо отметить, что при выдаче заключения учитываются материалы государственного реестра лекарств и медизделий и документы соответствующего регистрационного досье. Проведение данного анализа на этапе подготовки к закупу обеспечит реальную конкуренцию между разными производителями медтехники на этапе аукциона и приведет к приобретению оборудования по справедливой цене.
- Автоматизация сбора заявок на платформе ЕФИС Единого дистрибьютора и тендерных процедур на базе веб-портала закупок АО «ЦЭФ» МФ РК.
На платформе Единой фармацевтической информационной системы (ЕФИС) Единого дистрибьютора разработан раздел «Заявка по централизованному закупу МТ», через которого проводится сбор заявок от Управлений здравоохранения страны. Несколько раз проведены обучения для сотрудников Управлений здравоохранений по части подачи заявок через данную платформу. После сбора и рассмотрения Единым дистрибьютором данные заявки будут выгружаться на веб-портал закупок АО «Центр электронных финансов» МФ РК (ЦЭФ), который интегрирован с ЕФИС порталом единого дистрибьютора, для проведения тендерных процедур. Автоматизация сбора заявок на платформе ЕФИС Единого дистрибьютора и проведение тендерных процедур на базе веб-портала закупок АО «ЦЭФ» МФ РК обеспечит полную прозрачность процедуры закупа, которая поспособствует предотвращению коррупциогенных факторов.
- Автоматизация мониторинга поставки, сервисного обслуживания и эффективности использования (посредством совершенствования информационной системы управления медицинской техникой).
Единым дистрибьютором был проанализирован опыт использования подобных систем в ряде стран (Турция, РФ, Корея) и сформулированы следующие требования к системе учета и контроля имеющегося парка медтехники (МТ):
- экспорт данных о медтехнике в ИС по МТ из программ бухгалтерского учета (для исключения погрешностей ручного ввода данных медицинским персоналом);
- автоматизированный расчет потребности в МТ;
- расчет эффективности использования МТ;
- контроль сервисного обслуживания МТ;
- модуль взаимодействия между медорганизацией и сервис-центром;
- создание ситуационного центра по МТ;
- интеграция в систему возможности передачи и обмена медицинской диагностической информацией (метаданные региональных PACS серверов для контроля работоспособности МТ, времени простоя).
- Разработка Программы оснащения медицинских организаций на 5-летний период.
На сегодняшний день Единым дистрибьютором осуществляется сбор информации от управлений здравоохранения регионов о потребности в медицинской технике на 5 лет. Анализ потребности и последующее утверждение республиканской программы оснащения медицинской техникой будет способствовать дальнейшей индустриализации Казахстана за счет локализации/контрактного производства медицинской техники ведущими мировыми производителями в кооперации с отечественными производителями медицинской техники.
II ЭТАП: С 2023 Г. Централизованный закуп медтехники для комплексного оснащения по приоритетным направлениям, разработка механизмов заключения долгосрочных договоров на условиях локализации/контрактного производства, контрактов жизненного цикла медицинской техники в РК, для чего необходимо предпринять следующие шаги:
- Разработка и утверждение Республиканской программы оснащения.
- Проработка источников финансирования программы оснащения.
- Создание Технического совета при МЗ РК, а также разработка типовых технических заданий к медицинской технике в соответствии с уровнем оснащения.
- Проведение предквалификации среди потенциальных инвесторов (вендоры, ОТП) для выбора оптимальных брендов/типовых технических характеристик, в том числе при проведении прямых переговоров с целью оснащения порядка двух тысяч медицинских организаций республики и разработка новых механизмов закупа медтехники на условиях локализации производства, заключении прямых контрактов с производителями медтехники, использования механизмов контрактов жизненного цикла медтехники.
- Проработка механизмов совершенствования сервисной поддержки поставляемой медтехники, подготовки помещений для инсталляции медтехники, непрерывного обучения медицинских и технических кадров.
- Открытие дополнительных специализированных факультетов по подготовке биомедицинских инженерных кадров на базе ВУЗов и колледжей республики, что приведет к совершенствованию процесса подготовки инженерных кадров медицинских организаций за счет создания специализированных обучающих центров, в том числе с участием зарубежных производителей медицинской техники.
От плана к действиям
В рамках работы по централизации закупа медицинской техники осуществлен ряд мероприятий:
- проведён сбор и анализ потребности в медтехнике на 2022 год от местных исполнительных органов и определен порог централизации закупа медтехники;
- разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие централизованный закуп медтехники;
- разработан модуль сбора заявок по централизованному закупу медтехники на базе Единой фармацевтической информационной системы (ЕФИС);
- проведена работа по интеграции веб-портала закупок АО «ЦЭФ» МФ РК и модуля сбора заявок ЕФИС и проведено обучение специалистов управлений здравоохранения регионов по подаче заявок в ЕФИС на централизованный закуп медтехники;
- детально изучен зарубежный опыт централизованных закупок, закуп на условиях КЖЦ и опыт локализации производства медтехники на примере компаний General Electric, Philips в РФ и в рамках работы по централизации закупа медтехники посещены производственные площадки отечественных товаропроизводителей медтехники: Казмедприбор, KazMedAspap, Актюбрентген, Aselsan. Изучен их потенциал по локализации; подготовлены требования к разработке региональных программ оснащения медтехникой на 5 лет, проводится сбор и анализ потребности в медтехнике;
- проведен анализ Информационной системы управления медицинской техникой РК и сформулированы требования по ее совершенствованию. Производство мед оборудования и расходных материалов открыты для инвестиций, и такие проекты получат полную поддержку со стороны государства;
- инициированы меры по локализации производства медицинской техники в РК с использованием механизмов долгосрочных договоров, офтейк контрактов, лизинговых механизмов, контрактов «жизненного цикла». Развитие производства одна из ключевых задач, однако увеличение производства медтехники невозможно создать в краткосрочный период. В связи с этим локализация производства медтехники будет являться эффективным инструментом расширения производственных мощностей, модернизации, а также эффективного использования финансовых средств;
- ведется предметная проработка вопросов локализации производства с крупными мировыми производителями Кореи, Японии, Европы и отечественными производителями медицинской техники. Единый дистрибьютор занимает активную позицию в развитии сотрудничества в области медико-фармацевтики с мировыми мейджорами отрасли. Так, в рамках мероприятий, проводимых для осуществления поддержки развития отечественного производства фармацевтической и медицинской продукции, Единый дистрибьютор выступает с инициативой обеспечить площадку для входа в страну крупных брендов от упаковки до полного цикла производства. Налаживание тесного сотрудничества с мировым медфармбизнесом имеет для Казахстана огромное значение;
- проведены переговоры с зарубежными производителями медицинской техники по вопросам локализации производства, КЖЦ: Philips, Canon, General Electric, DRTech, Mindray, Lоwenstein, Roche Diagnostic. Также через МИД РК направлены запросы в штаб квартиры порядка 50 иностранным производителям медтехники с просьбой принять участие в переговорах;
- проработано сотрудничество со швейцарской компанией Roche, и в рамках подписанного соглашения намечено сотрудничество на внедрение международного опыта и инновационных методик диагностики для раннего выявления заболеваний, их профилактики и соответственно более эффективному лечению. Компания Roche выразила готовность оказать методологическую и материально-техническую поддержку Казахстану для внедрения новых методов диагностики, а именно обеспечить необходимым лабораторным оборудованием для проведения исследовательских проектов и в качестве грантов. Опыт компании может содействовать укреплению лабораторной инфраструктуры Казахстана и обеспечению ее соответствия международным стандартам;
- прорабатывается комплексное сервисное обслуживание и обучение медперсонала. Это позволит существенно повысить объемы и качество оказываемых населению медицинских услуг и снизить затраты на их оказание путем эффективного использования медтехники организациями здравоохранения.
Наиболее оптимальной моделью сервисного обслуживания является трехуровневая стратегия технического обслуживания медтехники: Первый уровень сервисного обслуживания должен включать в себя контроль состояния медтехники перед каждым пользованием и после окончания работы и осуществляться пользователем медтехники организации здравоохранения.
Второй уровень сервисного обслуживания должен включать в себя плановый контроль технического состояния и оперативное реагирование на поступающие заявки по устранению возникающих неисправностей и осуществляться штатным инженером по медтехнике организации здравоохранения.
Третий уровень сервисного обслуживания должен включать планово-профилактическое обслуживание и осуществляться сервисным инженером специализированной организации.
Реализация подобного трехуровневого технического обслуживания позволит поддерживать в исправном состоянии медтехнику и обеспечить ее эффективное использование, а также может привести к большей оптимизации использования человеческих и технологических ресурсов.
Эффекты от внедрения
- будут исключены коррупционные риски и обеспечена прозрачность процедуры планирования и закупа медтехники;
- будет возможность оснастить организации здравоохранения необходимым медоборудованием, уменьшить наличие медтехники с эксплуатации сроком более 10 лет;
- будут снижены ежегодные расходы бюджета на капитальные расходы медицинских организаций за счет снижения стоимости медтехники. Снижение стоимости медтехники планируется за счет внедрения механизмов прямых контрактов, закупа на условиях КЖЦ, консолидации закупа, усреднения технических спецификаций для централизованного закупа, и разработке типовых технических заданий для приобретения медтехники;
- улучшится качество сервисного обслуживания, которое в том числе приведет к экономии средств медицинских организаций на сервисное обслуживание, и обеспечению эффективности использования медтехники. Как показал проведенный анализ, на сервисное обслуживание и ремонт тяжелой медтехники за 10 лет эксплуатации может быть потрачено более 100% от первоначальной ее стоимости;
- позволят повысить кадровый потенциал страны в сфере технических профессий и увеличить долю отечественных товаропроизводителей на
- рынке медтехники. Это позволит успешно развивать сервисное обслуживание и даст хороший толчок для выхода на международный рынок.
Новый формат работы предполагает обеспечение следующих компонентов в обновленной системе:
- Автоматизация процессов – предполагает усовершенствование информационных систем и электронных порталов подачи и рассмотрения заявок на закуп медтехники, а также автоматизацию процесса организации и проведения закупок на базе цифровых площадок.
- Своевременность – предполагает разработку Национальной программы оснащения на долгосрочный период, в рамках которой будет обеспечено обновление парка медтехники, а также будет определена потребность в видах медтехники за счет ведения учета и мониторинга оснащения в информационной системе.
- Бесперебойная работа – предполагает создание устойчивой системы сервисного обслуживания (включающую гарантийный и постгарантийный периоды) на 5-летний период, учет жизненного цикла медтехники и создание системы списания и профессиональной утилизации. Что позволит реализовать принцип работы «как в автосалоне», обеспечивающий полный спектр услуг от поставки и своевременного обслуживания до замены отработавших ресурс узлов и агрегатов медицинской техники.
- Соответствие реальным потребностям – предполагает активное участие медицинского сообщества в процессах оснащения медицинских организаций, когда голос медицинских специалистов-пользователей медицинским оборудованием услышан и учтен.
- Непрерывное совершенствование – предполагает постоянное обучение как медицинского персонала, так и биомедицинских инженеров медтехники.
Понравилась новость? Расскажи друзьям на
Еще больше новостей на нашем
Telegram-канале
03 августа 2022
Пресс-служба «СК-Фармация»
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии