Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяЧтобы на должном уровне конкурировать с другими аптеками, важно использовать разные способы продвижения бизнеса, в том числе учитывая целевую аудиторию конкретной организации. Выстраивая ассортимент, подготавливая рекламные кампании и формируя схемы продаж, важно понимать, кто является основными покупателями аптеки.
Что такое целевая аудитория?
Важно понимать определение целевой аудитории. Этот термин плотно связан с понятием «портрета покупателя».
Целевая аудитория (ЦА) — люди, которые имеют потребность в продукте компании и обладают возможностью его купить. Их можно объединить по полу, возрасту, месту проживания, семейному положению и так далее.
Портрет покупателя — это характерные особенности и описание людей, которые являются основными и постоянными клиентами конкретной организации. В случае сетевой аптеки — отдельного её филиала.
При правильно выстроенной работе с маркетингом, именно на целевую аудиторию должны быть направлены сообщения в рамках рекламной кампании.
Целевая аудитория может быть гипотетической. В этом случае организация только предполагает, что именно эти группы людей готовы совершать в ней покупки. В случае фактической целевой аудитории, аптека точно знает, какие именно категории людей являются её клиентами. Например, после проведения исследования целевой аудитории.
В описании портрета покупателя обычно указываются любые сведения, которые важны сотрудникам аптеки для грамотной работы с клиентом в целом. К таким сведениям можно отнести возраст, место жительства, пол, наличие детей, наличие хронических заболеваний и так далее.
Зачем нужно знать свою целевую аудиторию?
Знание портрета покупателя позволяет провести анализ категорий лекарственных средств и товаров, востребованных в конкретной аптеке. При этом можно учитывать расположение аптеки. Она может находиться в спальном районе, в торговом или бизнес-центре, около лечебного учреждения, в зоне с высокой проходимостью и так далее. В каждом из этих мест будут покупатели, однако у них будут разные требования к ассортименту ценовой политики организации.
Например, если аптеку не посещают беременные женщины, в её ассортименте не нужно держать большое количество товаров для потребителей этой группы. Они просто будут неликвидными. И наоборот, если аптека находится в новом жилом комплексе, где проживает много молодых семей, товары для беременных женщин, родителей и маленьких детей будут весьма актуальны.
Можно привести и другой пример. Если аптека находится в спальном районе, где проживают преимущественно пенсионеры, скорее всего дорогие косметические бренды в ней будут не востребованы.
Знание своей аудитории позволяет определить наиболее эффективную стратегию коммуникаций. Люди взаимодействуют друг с другом по-разному, однако есть определённые особенности, характерные для отдельных групп.
В качестве примера можно привести пенсионеров, которые стремятся приобрести наиболее дешёвые лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента. Скорее всего, предлагать им позиции из самой высокой ценовой категории нет смысла. Есть шанс, что это их расстроит или отпугнёт.
Важно правильно проработать целевую аудиторию перед запуском рекламной кампании. Как правило реклама разрабатывается под конкретную целевую группу людей, которые потенциально заинтересованы в услугах аптеки.
Регулярный анализ целевой аудитории позволит сформировать индивидуальное предложение для отдельных групп.
Например, среди всех покупателей аптеки можно выделить людей с детьми. Для них можно подготовить специальные акции и систему скидок на детские товары.
Факторы, которые определяют поведение покупателей
Личностные характеристики клиентов определяют их поведение. Их необходимо учитывать при формировании ассортиментной и ценовой политики аптеки.
На поведение покупателей на фармацевтическом рынке влияют культурные, личностные, социальные и психологические факторы. Эта информация напрямую влияет на формирование структуры закупок аптеки.
К культурным факторам относятся принадлежность человека к общественному классу, культура и субкультура. Личностными факторами являются возраст человека, его род занятий, уровень дохода, стиль жизни, жизненный цикл семьи и так далее.
Например, к личностным характеристикам относится жизненный цикл семьи. Это отдельные стадии, через которые проходит человек. Можно выделить следующие стадии:
Эта характеристика напрямую влияет на товары, актуальные для группы покупателей. Например, если основными покупателями аптеки являются «полные гнезда», необходимо внести в ассортимент достаточное количество лекарственных форм и товаров, предназначенных для детей.
Социальные факторы отражают принадлежность покупателя какой-либо социальной группе или классу.
Социальные факторы помогут определить отдельных людей или группы, которые сильнее всего влияют на поведение покупателя, в том числе при выборе лекарственных препаратов. Это могут быть коллеги, врач, друзья, члены семьи, фармацевт в аптеке, реклама и так далее.
К психологическим факторам можно отнести мотивацию человека для совершения покупки. Они помогают определить, какие потребности он пытается удовлетворить, почему совершает конкретная покупка.
Несмотря на то что цель покупки очевидна — желание выздороветь, — зачастую причины выбора носят подсознательный характер. В частности это актуально при покупке препаратов без доказанной терапевтической эффективности.
Портрет целевой аудитории аптеки
Целевая аудитория во многом зависит от расположения аптеки. Покупатели аптеки возле больницы и посетители аптеки рядом со станцией метро очень отличаются.
Проводя анализ целевой аудитории и составляя портрет покупателей следует учитывать не только реальных клиентов, но и тех, кто не стал делать покупку. Это упущенные клиенты, которых при правильной работе можно превратить в реальных покупателей.
Можно выделить несколько основных шагов анализа категорий покупателей:
После проведения анализа аптека сможет подобрать оптимальное для себя направление развития, позволяющее удовлетворять потребности как нынешних, так и потенциальных клиентов.
Для определения целевой аудитории аптеки можно собрать ответы на следующие вопросы:
После получения портрета целевой аудитории, появится возможность правильно сформировать ядро ассортимента — список товаров, которые востребованы у наибольшего количества покупателей.
Основная целевая аудитория аптеки в зависимости от расположения
Проведённые исследования аптечных продаж показывают, что около 85% людей предпочитают делать покупки в аптеках рядом с домом. Где-то 11% покупателей не имеют особых предпочтений, а 8% посещает аптеки рядом с работой. В анкетах также упоминались аптечные пункты в торговых центрах и супермаркетах, в больницах и поликлиниках, аптечные сети.
Давайте более детально ознакомимся с особенностями аудитории аптек, расположенных в разных местах.
В спальном районе
Основная целевая аудитория аптеки в спальном районе:
При работе со спальными аптеками нужно учитывать:
В местах с высокой проходимостью
Основная целевая аудитория проходной аптеки:
При работе с аптеками, расположенными в местах с высокой проходимостью, нужно учитывать:
В бизнес-центре
Основная целевая аудитория аптеки в бизнес-центрах и офисных зданиях:
При работе с аптеками в бизнес-центрах нужно учитывать:
В торговом центре
Основная целевая аудитория аптеки в торговом центре:
При работе с аптеками в торговом центре нужно учитывать:
На территории или рядом с ЛПУ
Основная целевая аудитория аптеки рядом с ЛПУ:
При работе с аптеками рядом с ЛПУ нужно учитывать:
Несколько слов в заключение
Помимо местоположения аптеки, покупатели могут обращать внимание на качество обслуживания, стоимость товаров, ширину ассортимента, возможность получить подробную консультацию, круглосуточное обслуживание и так далее. И важность каждого из этих факторов варьируется в зависимости от категории целевой аудитории, посещающей конкретную аптеку.
Информация о среднестатистическом клиенте аптеки позволяет руководству правильно расставить приоритеты и скорректировать подход к формированию имиджа организации, а также оптимизировать работу с ассортиментом. Понимание целевой аудитории позволит выстроить грамотную работу с покупателями и положительно скажется на прибыльности организации.
Источники:
Бондаренко В.А., Иванченко О.В. «Маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе аптеки»;
Аптечный ассортимент в продажах // К. В. Зеликова, 2019;
Что такое целевая аудитория и какая она бывает.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии