Добро пожаловать!
x

Авторизация

Отправить

Введите E-mail и Вам на почту будет выслан новый пароль!

x

Регистрация

Зарегистрироваться
x

Первый раз на Pharmnews.kz?

Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.

Зарегистрироваться
x

Вы являетесь работником в области медицины и фармации?

Да Нет
26 апреля 2024. пятница, 00:34
Информационно-аналитическая газета

Статьи

1262 0

Сложности и риски логистики на последней миле для компаний фармацевтической отрасли обсуждали крупнейшие дистрибьюторы Казахстана на Международной логистической конференции Relog conf, прошедшей в Алматы. Участники дискуссии назвали ключевые отличия фармацевтической дистрибьюции от обычной и рассказали об особенностях организации бизнеса в сложившихся реалиях.

Фармацевтическая логистика, как и любая другая, функционирует по тем же экономическим законам, что и весь рынок, на котором присутствуют производители, потребители, конкуренты и посредники. Почему же именно фармацевтическую цепочку поставок называют самой ответственной для каждого участника процесса, попытались объяснить представители крупнейших фармацевтических компаний страны.

Арман Жулкашев, исполнительный директор КФК «Медсервис Плюс» отметил в своем выступлении, что фармацевтическая дистрибьюция – достаточно сложный вид бизнеса: «Если сравнивать с любым другим рынком, то наш отличается количеством наименований, на сегодняшний день их порядка 10 тысяч. Еще один нюанс – серьезная ответственность перед потребителем, поскольку наряду с продуктами питания, лекарственные средства вызывают особо пристальный контроль на протяжении всей нашей деятельности. И в это же время мы все знаем, что потребительская корзина казахстанцев дешевеет. Это касается и лекарственного рынка. Если раньше люди отдавали предпочтение определенным брендам, то сейчас они ориентируются на цену», – пояснил спикер. Упомянул он и еще одну особенность фармрынка – производители фармацевтический продукции стараются не давать эксклюзив одному крупному дистрибьютору. Чаще всего в требованиях указываются не менее 3-5 компаний. «Тем самым производители выдерживают в стране конкуренцию. Безусловно, дистрибьюторское поле пытается получить эксклюзив, к примеру, это касается орфанных продуктов. Наука на месте не стоит, поэтому мы все стараемся отслеживать появление на рынке новых продуктов, в том числе и эксклюзивных. На этом поприще у всех разные успехи, все зависит от опыта, от хватки, как и в любом другом рынке. Но, конечно, большая часть товаров ввозится всеми», – уточнил эксперт компании «Медсервис Плюс».

Учредитель группы компаний «Садыхан» Кайрат Аубакиров обратил внимание на такой сложный вопрос, как государственное регулирование наценки: «Как показывают данные исследовательской компании Vi-ORTIS, отечественный рынок дистрибьюции медпрепаратов делится на 2 большие части: поставки в рамках государственных тендеров, которые по итогам 2022 года составляют 49% от общего объема, а дистрибьюция в аптеки, те самые коммерческие продажи – 51%. Помимо особенностей лицензирования деятельности и высокой в сравнении с компаниями FMCG степенью ответственности фармдистрибьюторов перед потребителями, есть еще один важный нюанс – государственное регулирование наценки на медикаменты. Оно касается 70-80% зарегистрированных в стране медикаментов и это очень большой показатель. В России, к примеру, контролируется стоимость только 30% наименований. У нас регулирование цен происходит раз в полгода и это сложная процедура, поскольку необходимо учитывать слишком много факторов. Один из них – изменения курса валюты, у нас ведь 80% препаратов завозится извне. Случается, что производителям становится невыгодно завозить препараты, потому что заявленная цена дороже себестоимости. Это одна из причин почему некоторые препараты пропадают с рынка», – уверен Кайрат Аубакиров.

О роли Единого дистрибьютора в бесперебойном обеспечении лекарствами казахстанцев рассказал Артур Кажибаев, управляющий директор, член правления ТОО «СК-Фармация»: «По прошлогодним оценкам «СК-Фармация» обеспечила лекарственными средствами 2000 медорганизаций, препараты получили более 5 миллионов человек. Регулятор – Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий внимательно отслеживает выполнение нами всех международных требований при закупе, хранении и транспортировке лекарственных средств. Мы используем четыре способа закупа – двухэтапный тендер, долгосрочные договоры, прямые контракты и международные организации. Способы закупа через систему единой дистрибьюции строго регламентированы и носят прозрачный характер. По итогам 2022 года в рамках лекарственного обеспечения было закуплено медикаментов на 774,5 млн долларов. За последние 12 лет объем закупа в денежном выражении вырос в 11 раз, а количество закупаемых наименований увеличилось с 804 до 1719. Совокупная экономия бюджетных средств составила 192,6 млрд тенге». Как подчеркнул спикер, в рамках развития ТОО «СК-Фармация» уделяет большое внимание цифровизации процессов. Важным шагом в сторону автоматизации и прослеживаемости медикаментов должна стать маркировка медикаментов. Внедрение обязательной маркировки значительно упростит консолидацию информации по остаткам лекарств, а также обеспечит поштучный учет и прослеживаемость отдельной упаковки от производителя до пациента, предотвратит повторный оборот лекарств и повысит эффективность логистики.

По словам финансового директора компании, INKAR Адеми Мадалиевой, без цифровых технологий сегодня невозможно оставаться конкурентоспособными: «Огромная территория страны серьезно осложняет доставку препаратов по аптекам и поэтому первоочередная наша задача – внедрение цифровых платформ, которые помогают контролировать ключевые бизнес-процессы, логистику, позволяют управлять менеджерами и медицинскими производителями, отслеживать заявки и запросы клиентов. Если дистрибьютор имеет дело хотя бы с 5-6 тысячами наименований из 10 тысяч, о которых здесь говорили, это уже требует установки автоматизированного конвейерного и канального оборудования на склад. Причем все это будет постоянно дорабатываться, улучшаться, чтобы как можно быстрее собрать и отпустить препараты аптекам».

Согласен с этой точкой зрения и Арман Жулгашев: «Как и любой рынок, фармацевтический рынок тоже идет в ногу со временем, и около 10 лет назад мы решили, что надо качественно и быстро осуществить скачок. Рынок тогда развивался неравномерно, инфраструктура обгоняла инструменты. Перед нами встал вопрос об усовершенствовании системы учета. Был выбран продукт, который показал практически бесшовное взаимодействие и коннект с IP. При этом не будем забывать, что в логистике есть такое понятие, пешие курьеры – это «топ-топ-менеджеры» компании. То есть, человеческий ресурс никто не исключит никогда, роботами управляют люди, несмотря на стремительное развитие искусственного интеллекта. И при наличии всех инструментов, человек остается ключевой фигурой. Поэтому специалист в области логистики - это такой же необходимый на сегодняшний день элемент механизма дистрибуции, как и IT-технологии в целом. Еще отмечу, что любая идея оптимизации работы, в том числе складской логистики, из-за специфики нашего рынка, не позволяет применить какие-то готовые решения. Любая внедряемая платформа не может с первого раза соответствовать требованиям, и всегда приходится дорабатывать продукт под себя».

После этих слов руководитель «Садыхан» Кайрат Аубакиров напомнил о том, что внедрение цифровых технологий обходится компаниям в немалые суммы: «Я был на складе «Медсервис Плюс», был на складе «Инкар», там действительно высокий уровень автоматизации. Я понимаю, что сумма инвестиций в этих компаниях достаточно высокая и чувствительная. С учетом того, что и площади дорогие, и требования к складам по хранению медикаментов серьезные. То есть они должны быть обязательно уровня категории А и со стандартом GDP. Регуляторные нормы бизнеса касаются даже сотрудников склада, которые по нашим законам, обязаны иметь фармообразование, то есть это сразу сужает рынок труда и повышает расходную часть».

Заканчивая встречу, представители крупнейших фармкомпаний Казахстана рассказали о вызовах, которые стоят перед их отраслью. «Для компании «Садыхан» – самый большой вызов сегодня – это marketplace, – заявил руководитель компании. Люди все больше отдают предпочтение онлайн-покупкам, там есть возможность кредитоваться, много удобств, очень удобная площадка. И нам интересно освоить это направление бизнеса». Единый дистрибьютор в будущем хочет видеть в Казахстане полноцикловые заводы по производству лекарственных средств, медизделий, медтехники. Артур Кажибаев напомнил, что ТОО «СК-Фармация» всегда готова предложить отечественным фармпроизводителям долгосрочные проекты. Компания также хочет видеть в будущем хорошие РНД-центры в Казахстане, чтобы в каждом регионе была организована быстрая система логистики. «Будущее за производством, – поддержал коллегу и Арман Жулгашев, – Каждый уважающий себя дистрибьютор, в конечном итоге, приходит именно к производству. Это некая вершина нашей отрасли. Поэтому «Медсервис Плюс» тоже над этим работает. Нами построен завод, который уже начал давать продукцию и в скором будущем мы займем свое место в казахстанском сегменте лекарственных средств именно местного производства».

Понравилась новость? Расскажи друзьям на
15 мая 2023
Казфармвестник
перейти

Комментарии

(0) Скрыть все комментарии
Комментировать
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Анонсы

15 апреля 2024 E-Comm в мире, РФ, KZ