Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВ период, когда образовательные учреждения и детские сады страны закрыты из-за коронавируса, обучение происходит дистанционно, карантин стал настоящим экзаменом по кризисному планированию, как для педагогов, так и для родителей. И задача стоит не только сохранить физическое, но и психическое здоровье ребенка во время изоляции.
Светлана Богатырева, магистр психологии, детский и семейный психолог, автор и руководитель проекта TEENS, которая в настоящее время работает со школьными психологами г. Алматы, рассказывает, с какими проблемами чаще всего обращаются родители и дети, а также дает практические рекомендации, как справиться с различными трудными эмоциональными состояниями, возникающими во время карантина.
- Ситуация, в которой оказалось большое количество семей, новая и непривычная. Тревожные мировые и местные новости, длительное нахождение в замкнутом пространстве со всеми членами семьи, боязнь заражения – все эти факторы способствуют возникновению проблем психологического характера.
Сначала надо подчеркнуть, что все люди - разные, по-разному реагируют на стресс и испытания, связанные с вынужденным, почти круглосуточным общежитием. Поэтому стратегии преодоления этого стресса могут быть разные. Тем не менее обобщив вопросы, поступающие к нам в течение карантина, можно предложить общие для всех рекомендации, - отметила психолог.
Любой стресс имеет три стадии: активация, противостояние, истощение. Первые шоковые эмоции, когда кажется, то вот-вот скоро все закончится, дают определенную энергию, но проходит время. Находясь долго в состоянии стресса, нервная система человека начинает истощаться, возникает страх, тревожность, агрессия, ослабевает иммунитет. Поэтому любые панические состояния влияют негативно, организм не полностью использует свои силы, что приводит к истощению ресурсов. Как показывает опыт зарубежных коллег из стран, которые раньше Казахстана столкнулись с этой проблемой, у подростков обостряются суицидальные, депрессивные состояния, невозможность выйти на улицу и пообщаться со своими сверстниками, выплеснув энергию, усиливают эти состояния. Поэтому очень важно выстроить адаптационную кривую так, чтобы не вызвать негативных последствий. С этой целью можно вспомнить кризисную ситуацию, с которой сталкивались в прошлом, проанализировать ее и определить, какие действия помогли с ней справиться, и опереться на этот опыт.
Дистанционное образование – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и учебно-познавательной деятельности. Хотя для старшеклассников дистанционное обучение можно воспринимать и позитивно – как возможность учиться самому быстрее, чем в школе, но не все подростки к этому готовы. Необходимо помочь ребенку выбрать режим, который для него наиболее подходящий и менее травмирует его.
Многие психологи рекомендуют придерживаться жесткого режима для того, чтобы сохранить не только работоспособность, но и научиться трудиться в новых условиях. Но я против такого подхода. У каждого ребенка индивидуальный график, при котором ему комфортно, и пусть он следует ему, для нас важнее его внутреннее спокойствие и равновесие. Ведь не случайно МОН РК отменил домашние задания, выпускные экзамены.
Еще один совет, это зонировать пространство, найти какое-то конкретное место дома по возможности, которое можно было бы оборудовать под мини-класс, где ребенок будет только заниматься.
Сдерживайте себя! Будьте снисходительней к ребенку, чаще поощряйте и жалейте его. Ситуация тяжела для всех. Это никакой не дополнительный отпуск, как его порой называют, потому что никто не может делать то, что делает обычно в отпуске.
Будьте снисходительней и к себе. Если не все получается, как вы запланировали, то ничего страшного, это совершенно нормально. В ситуации вынужденной самоизоляции, когда человек не отвлекается на «внешние» раздражители, обостряются внутренние семейные проблемы, которых надо умело избежать.
Наиболее адаптированным человеком является занятый человек, поэтому подыскивайте занятия, которые переключают внимание. В тайм-менеджменте есть градация дел на категории А, В, С. Но в текущей ситуации лучше придерживаться принципа, который их характеризует как «дающие ресурс» и «забирающие ресурс». И если обучение ребенка рассматривается как процесс «забирающий ресурс», необходимо восполнить его и предложить ему любимое развлечение, хобби, т.е. переключить его внимание и порадовать.
Еще одна важная вещь: необходимо сохранять не только умственную, но и физическую активность. Она благотворно сказывается на психике – это научно доказано. Ведь спортом можно заниматься и дома.
Ребенку в этой трудной ситуации нужно больше вашего внимания. Смиритесь с этим, как и с тем, что придется несколько ослабить воспитательный момент. Постарайтесь не ругать и не наказывать ребенка. Наоборот, хвалите его чаще, поддерживайте мотивацию. Сохраняйте в общении с ним оптимизм, позитивную позицию. Ребенку это будет внушать чувство защищенности, уверенность. Всегда помните, что дети записывают в свой сценарий жизни ваше поведение в экстремальных ситуациях. Как говорит английская пословица: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя».
Халида Ажигулова, ученая юрист-социолог, доктор права (PhD) Лестерского Университета Великобритании, магистр права Оксфордского Университета Великобритании, директор Центра исследования прав человека, инклюзии и гражданского общества Евразийского технологического университета, координатор образовательного проекта «Street Law Kazakhstan» по защите детей от насилия и кибербуллинга.
- В период карантина и с переходом на дистанционное образование, наши дети начали больше проводить времени в интернете и, соответственно, увеличились риски подвергнуться онлайн-травле или кибербуллингу. С января 2020 года совместно с Управлением образования г. Алматы при поддержке Фонда Первого президента Евразийский технологический университет запустил проект по защите детей от кибербуллинга, который реализуется через разработку инструментов для школ (школьные политики, кодексы поведения, руководства для родителей).
Каждый родитель задает себе вопрос: «Чем занимается мой ребенок в Интернете?», и в ответе на него находит как положительные стороны, так и отрицательные.
Согласно социологическому исследованию в топ-5 причин для беспокойства родителей о роли интернета в жизни детей стоят:
1. Опасный контент (не соответствующий возрасту).
2. Интернет зависимость.
3. Контакты с незнакомыми людьми.
4. Кибер-травля (кибербуллинг).
5. Разглашение личных данных.
Кибербуллинг (электронная травля, жестокость онлайн) - это вид травли, преднамеренные агрессивные систематические действия, осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм (смс-сообщения, социальные сети, различные мессенджеры, онлайн-игры, создание компрометирующих веб-страниц). Важно понимать, что это серьезное нарушение прав человека.
Оскорбления, унижение, угрозы, троллинг, групповая травля, исключение из чатов, присвоение чужой личности в соцсетях, взлом и отправление писем с личного профиля, распространение личных видео, чужой переписки, а также доведение до суицида, – все это виды кибербуллинга. И самое страшное – это вовлечение в кибер-преступления, такие как детская порнография и проституция, распространение наркотиков. Социальная сеть Тик-Ток, в которой пользователи могут снимать видео, используя эффекты и музыку, созданная в 2015 году, сегодня приобрела популярность среди молодежи от 16 до 24 лет (60%). Но в 2018-2019 гг. именно на платформе этой социальной сети было обнаружено много сайтов с экстремистским содержанием, с порнографическим направлением и т.д. Поэтому очень важно знать и обсуждать это с нашими детьми, ведь они могут не осознавать риски и последствия присутствия в таких соцсетях. Существуют определенные требования с какого возраста можно пользоваться теми или иными приложениями.
Что же делать, чтобы защитить детей от буллинга и кибербуллинга?
Прежде всего учить детей безопасным правилам пользования интернетом.
1. Обсуждайте со своими детьми, кто является их онлайн-друзьями, и просите их сообщать о фактах назначения встречи с ними.
2. Нельзя отвечать на сообщения кибербуллеров. Например, если ребенок играет в игру получает оскорбление в чате и начинает на него отвечать (часто это делается с целью провокации и дальнейшего шантажа). Надо пояснить ребенку, что отвечать не надо, следует сделать скриншот чата (для доказательства) и заблокировать кибербуллера, далее сообщить администратору сайта об этом. Не забывайте, что у нас в стране предусмотрено наказание за клевету.
3. Просите своего ребенка сообщать о необычных просьбах онлайн-друзей. Здесь очень большую роль играет уровень доверия между родителями и детьми - интересы, дела, учеба, эмоциональный фон и переживания ребенка – об этом родители должны знать прежде всего. И если ребенок сообщил вам о кибербуллинге, нельзя его обвинять в этом, нельзя и обесценивать эту проблему. В противном случае исчезнет доверие и будет упущено время для безболезненного решения этой ситуации. Не следует и запрещать пользоваться гаджетами, ведь ребенок украдкой все равно будет ими пользоваться. Можно установить программы родительского контроля, с помощью которых исключить возможность входа на сайты не соответствующие возрасту ребенка, скачивание программ, предназначенных для различных возрастных категорий, регистрации в соцсетях, установить функцию «безопасные границы», которая будет уведомлять о передвижениях детей и, наконец, функцию контроля зарядки аккумулятора мобильного телефона, чтобы не потерять связь.
4. Предупредите и о том, что не следует делиться личными фото, поскольку они могут быть использованы мошенниками с криминальными целями, с целью манипулирования сознанием детей. То же самое относится и к родителям, которые выставляют в открытых социальных сетях все свои личные данные.
Очень важно в детской и подростковой аудитории развивать осознанное и ценностное отношение к своему поведению в Интернете и транслировать последовательную систему мер предосторожности, чтобы снизить риск того, что ребенок или подросток окажется в роли предмета или инициатора кибер-преследования.
Подготовила Ирина Климова
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии