Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяПрактически каждый шестой житель Земли имеет повышенное артериальное давление – таковы данные первого комплексного анализа глобальной динамики распространенности гипертонии, проведенного под руководством Имперского колледжа Лондона и Всемирной организации здравоохранения. Результаты исследования, опубликованные в журнале «Ланцет», показывают, что почти половина этих людей даже не подозревают о болезни.
Исследование проводилось коллаборацией врачей и охватило период с 1990 по 2019 г. Были проанализированы зарегистрированные показатели кровяного давления и данные о лечении, охватывающие более 100 млн человек в возрасте 30-79 лет из 184 стран мира, в которых в совокупности проживает 99% мирового населения. Таким образом, на сегодняшний день это самый массовый обзор глобальной динамики гипертонии.
Наш собеседник к.м.н., магистр общественного здравоохранения, руководитель Института здоровья врач-кардиолог Кайрат Давлетов был в команде ученых, проводивших исследование в Казахстане. Почему именно он возглавил проект, наш гость говорит скромно: эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний – главная тема его жизни, узнал о начале мирового исследования, написал, предложил свою помощь, ее с радостью приняли. Но, конечно, все совсем не так просто. Кайрат Киргизбаевич – ученый с мировым именем, первый в списке казахстанских научных деятелей, публикации которого в 2015-2018 годах собрали наибольшее количество внешних цитирований в базе Scopus – одной из лучших мировых научных систем. Чтобы просто включить статью в эту базу издательства, нужно пройти серьезнейшую экспертную процедуру аттестации, доказать корректность каждой цифры, справедливость выводов. Индекс цитирования – отражение статуса и признания заслуг научным сообществом. Понятно, что зарабатывается это признание тяжело и долго. С окончания института Кайрат Давлетов работал врачом-кардиологом, кандидатскую диссертацию защитил в Москве под руководством Евгения Ивановича Чазова (академик РАН, обладатель медали ВОЗ «За выдающиеся заслуги в области общественной медицины»). Выдающийся ученый Айкан Аканович Аканов, открыв в Алматы Институт проблем формирования здорового образа жизни, пригласил Давлетова к себе. Здесь проходили первые исследования эпидемиологии неинфекционных заболеваний в Казахстане. В 38 лет Кайрат Киргизбаевич решил, что ему нужно больше знаний и отправился на учебу в США. По окончании учебы он несколько лет проработал в ЮСАИД, занимался разнообразными вопросами, в том числе эпидемиологией ВИЧ и туберкулеза, а в 2013 году вернулся в НИИ кардиологии и внутренних болезней, чтобы применять свои знания на практике. Директор института Салим Беркинбаев одобрил масштабное исследование эпидемиологии факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний по методике ВОЗ – STEPS в Казахстане. Поддержала проект и министр Салидат Зекеновна Каирбекова.
– Кайрат Киргизбаевич, как получилось, что результаты Вашего проекта вошли в общемировое исследование? Многие ученые мечтают о таком глобальном сотрудничестве, но везет далеко не всем.
– Меня часто спрашивают, как мне удается найти партнеров, но секрета никакого нет. Проект, который мы начали, вдохновленные предыдущими исследованиями Айкана Аканова под руководством Салима Фахатовича на самом деле продвигался очень тяжело. Девальвация съела выделенные деньги, вместо запланированных пяти регионов удалось охватить только два. Но и это была достаточно объемная выборка, которая составлялась почти 2 года – в общей сложности удалось охватить около 4,5 тысяч человек. Офис Всемирной организации здравоохранения по борьбе с неинфекционными заболеваниями в Москве оценил важность этого исследования и выделил грант, который позволил охватить еще один регион. В 2017 году мы закончили проект, и я связался с главным исследователем комплексного анализа NCD Risk Factor Collaboration, профессором кафедры глобальной гигиены окружающей среды факультета общественного здравоохранения Имперского колледжа в Лондоне Маджидом Эззати. Я просто написал, что мы из Казахстана, хотим участвовать в этом проекте и у нас есть интересующие их данные. Я представлял, конечно, насколько этот человек занят, но он ответил мне в тот же день, с большим воодушевлением пригласил в проект, сказал, что вся Центральная Азия у них как «белое пятно». Даже по списку участников исследования хорошо видно, что из США, европейских стран над ним работали сотни ученых, Африку представляли 50 исследователей, а из Центральной Азии только наша команда из 5 человек. С распространением интернет-технологий современная наука постепенно трансформируется в сложно организованную сетевую систему, создаются так называемые коллаборации, которые могут позволить себе вести глобальную научную работу, работать с очень большими массивами данных. Технологии Big Data позволяют эффективнее планировать финансирование и управление медицинскими организациями. Именно в эпидемиологии данные, собранные на большом массиве, имеют самое большое значение. Чем больше выборка, тем больше достоверность данных. Сама по себе эпидемиология построена на сравнениях. Поэтому так важны глобальные данные со всего мира, показывающие динамику изменений в ту или иную сторону. На их основании можно делать выводы, интерпретации и прочее. Все данные, которые собирали ученые для глобального проекта динамики распространенности гипертонии, подвергались глубокому анализу. Мы доказали корректность всех наших цифр, хотя некоторые из них были парадоксальными.
– Действительно, Казахстан показал очень высокие масштабы лечения гипертонии, опередив большинство стран с высоким уровнем дохода по показателям лечения и контроля. Но при этом оказалось, что результатов лечения достигают единицы пациентов. Как Вы это объясняете?
– В данном исследовании изучалось три основных показателя: распространенность гипертонии; охват лечением; достижение целевого уровня артериального давления ниже чем 130 на 90 мм/рт.ст. По первому показателю Казахстан получил 42,5% у женщин, 41% у мужчин. Это плохие показатели, примерно на 10 процентов выше, чем в среднем по миру. Но такие же данные показали все страны бывшего Советского Союза, страны Восточной Европы. Проанализировав все данные, исследователи установили, что бремя гипертонии сдвинулось от богатых стран (табл.1) в сторону стран с низким и средним уровнем дохода (табл.2), а это огромный пласт населения. В странах с низким и средним уровнем дохода проживает более 1 млрд человек с гипертонией (82% всех гипертоников в мире). Хотя процентная доля людей с гипертонией с 1990 г. изменилась мало, их численность удвоилась и составила 1,28 млрд.
Охват лечением в Казахстане оказался достаточно высоким – около 70% у женщин и 66% у мужчин (табл.3). Эти данные мы проверяли и перепроверяли много раз и считаем их объективным отражением реальной картины состояния медицины. Система ПМСП в Казахстане отстроена по принципу всеобщего охвата услугами здравоохранения, на приеме у терапевта у пациентов обязательно измерят артериальное давление, да и в целом уровень грамотности нашего народа достаточно высокий, все имеют как минимум среднее образование, много людей с высшим. Немаловажно и то, что лечение гипертонии у нас бесплатное.
Для сравнения – в целом по миру около 580 млн гипертоников даже не догадываются о своем заболевании, потому что никогда не проходили диагностику, а 53% женщин и 62% мужчин, или в общей сложности 720 млн человек, у которых установлен диагноз гипертония, не получают необходимого им лечения. Как отметил Маджид Эззати, «тот факт, что спустя почти полвека после того, как мы начали лечить гипертонию, которая легко поддается диагностике и лечению недорогими препаратами, так много людей с высоким кровяным давлением в мире все еще не получают необходимой им терапии, является неудачей общественного здравоохранения».
Совершенно противоположную ситуацию показал пункт «Достижение целевого уровня артериального давления». Оказалось, что кровяное давление контролировалось, т. е. находилось в пределах нормы благодаря эффективному применению лекарств, только у 26% мужчин и около 34% женщин в Казахстане. Показатель достаточно низкий, он означает, что 74% наших пациентов мужчин и 66% женщин лечатся неэффективно. Многие страны с уровнем дохода, сравнимым с нашим, продемонстрировали гораздо более эффективное лечение. А наши результаты сравнимы со странами с самым низким уровнем дохода. Почему так происходит, это очень длинный разговор. Я сам, как лечащий врач наблюдал много раз, как пациенты забывали принимать препараты, уставали от них, уезжали в командировку и прекращали лечение. Как показывают исследования в Казахстане только около 30% пациентов регулярно принимают назначенные препараты. Не меньше проблем и со стороны врачей. Ну некогда им доводить до каждого информацию о важности терапии высокого давления. На первичном приеме больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями всего 3%, остальные 97% будут с ОРЗ, бронхитами, желудочными заболеваниями. Получается, что у врача на пациента с ОРЗ и с инфарктом миокарда времени одинаково, при этом надо заполнить несколько форм, занести информацию в компьютер. Врачам еще добавлены обязанности проводить скрининги, то есть, чем больше ответственных заданий мы возлагаем на врача, тем худший результат получаем в итоге. Врачи выгорают, текучка в профессии огромная, отсюда и кризис лечения.
– Основные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в Казахстане отличаются от других стран?
– В основном они такие же, как и во всем мире. Всемирная организация здравоохранения выделяет четыре основных фактора: курение, алкоголь, нездоровое питание, недостаточная физическая активность. Эти же факторы характерны для онкологических заболеваний, диабета, хронических заболеваний легких. Безусловно, и у нас есть свои особенности. Как писал Лев Толстой, все счастливые семьи счастливы одинаковы, а несчастные каждая по-своему. И у нашей несчастливой семьи свои особенности. В общем это характерно для всех стран бывшего Советского Союза – у нас на одном из первых мест среди факторов риска - алкоголь. Мы в этом деле печальные лидеры. Каждый третий умерший до 50 лет мужчина в нашей стране умер от алкоголя, 40% мужчин в Казахстане не доживают до средних показателей продолжительности жизни. Такого нет нигде в мире. Я изучаю эту тему очень серьезно, и искренне сожалею, что у нас такой дешевый алкоголь. Даже по сравнению с СССР, где на среднюю зарплату можно было купить 30 бутылок водки, сегодня при цене бутылки водки в 2 доллара на небольшую зарплату можно купить 150 бутылок. Опыт многих стран мира показывает, что повышение цен на алкоголь и табак сразу демонстрирует пропорциональное уменьшение потребления этих вредных продуктов. Хорошо бы и нам поступить так же. Еще один шокирующий факт – исследование показало, что 65% пациентов после инфаркта миокарда в Казахстане не собираются бросать курить. Получается, люди просто не хотят жить. К сожалению, растет количество женщин, которые курят. По этому показателю мы такими темпами догоним Голландию, в которой количество курящих женщин самое большое в мире. Но в отличии от нас, в Голландии высокий уровень физической активности населения. Конечно все упирается в уровень жизни. Если мои сотрудники получают около 80 000 тенге, разве они будут покупать билеты в спортзал, они потратят деньги на самые необходимые продукты. Сегодня ВОЗ собирается к четырем факторам добавить еще и загрязнение воздуха. Доказано, что плохая экология имеет огромное значение в развитии многих заболеваний сердечно-сосудистой системы, влияет на когнитивные способности, на физическое и умственное развитие детей.
– Что помогло развитым странам остановить рост смертности от ССЗ и на каком месте по этому показателю находится наша страна?
– В исследовании NCD Risk Factor Collaboration данные по смертности не собирались, но я могу сказать, что в Казахстане этот показатель намного выше, чем в среднем по миру. Все причины я назвал выше. По данным нашего минздрава в структуре смертности ССЗ составляют 26%, а по данным ВОЗ – 50%. Можете себе представить масштаб манипуляций и приписок. Да, многим развитым странам удалось остановить рост смертности, это напрямую связано с ростом контроля артериального давления. Очень важно, что в этих странах большое внимание уделяется соблюдению норм уровня холестерина в крови. Такой парадокс – восточные страны перенимают западный образ питания и тут же констатируют высокий липидный уровень у населения. В то же время в странах Европы заболеваемость и смертность снизилась практически в два раза за счет изменения питания, а также применения гиполипидемических препаратов.
– Какие меры общенационального характера Вы бы порекомендовали внедрить и у нас?
– Для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний необходимо употреблять меньше соли, продуктов, содержащих холестерин и больше ненасыщенных жиров вместо насыщенных, которыми богат фастфуд. Значительно увеличивает риск ССЗ употребление слишком большого количества сахара, так как он приводит к развитию ожирения, воспалительным процессам в организме, увеличивает инсулинрезистентность. Сейчас очень хорошее время, чтобы изменить ситуацию, страна работает над Национальным проектом образа жизни. Нам необходим целый комплекс мер на законодательном уровне – понизить содержание соли в хлебе, повысить акцизы на сахар и сахаросодержащие напитки, алкоголь, табак. Нужны и медицинские меры – борьба с высоким холестерином, достижение целевых показателей артериального давления, меры вторичной профилактики инфарктов. Всего 33% наших пациентов после инфаркта миокарда получают статины, а это основные препараты в такой ситуации. То есть при выходе из больницы всем пациентам рекомендуется лечение статинами, но только треть из них начинают принимать эти препараты. И вот уже из их числа только 20% пациентов достигают целевых уровней показания холестерина. В итоге получается, что только 5% пациентов лечатся эффективно. По-настоящему удручающие данные. Нам необходимо больше исследований, чтобы видеть всю картину, понимать реальную ситуацию. НИИ кардиологии должен быть лидером в научной работе, а это не так. Когда в НИИ директором был Салим Фахатович Беркимбаев, институт проводил масштабные эпидемиологические исследования, такие как вышеупомянутое исследование по методике ВОЗ – STEPS, а также исследования под эгидой Европейского общества кардиологов EUROASPIRE IV и EUROASPIRE V. Но вот такого заслуженного врача и авторитетного ученого, Президента Ассоциации кардиологов Казахстана увольняют и директором НИИ кардиологии несколько лет назад назначена педиатр. Она хороший врач, может даже замечательный, но не кардиолог. Много хороших врачей и ученых были уволены или ушли сами. Поэтому наша кардиология и находится на таком уровне.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии