Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяНа внутреннем рынке Казахстана сократился объём реализации витаминов. В январе–августе текущего года в стране было продано всего 123,2 тонны такой продукции. В сравнении с аналогичным периодом 2023-го показатель уменьшился сразу на 47%.
По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, основные потребности казахстанцев в витаминах и провитаминах закрывают импортные поставщики. Их доля превышает 98%. Импорт напрямую зависит от потребления этих товаров на рынке. Поэтому вслед за сокращением объёмов реализации уменьшились в текущем году и их поставки в РК из-за рубежа: минус 48,2%.
Производство витаминов в Казахстане, в свою очередь, имеет настолько маленькую долю от реализации (1,5%), что рост или сокращение его объёмов фактически не отражается на общей картине. За восемь месяцев в стране было выпущено всего 1,8 тонн провитаминов и витаминов — плюс 69,1% к январю–августу 2023-го.
Сопоставление динамики производства и реализации этих биологически активных добавок (БАД) показывает, что отечественные фармацевтические заводы оторваны от актуальных потребностей рынка. Рост и падение показателей производства витаминов «живут» по своим законам и не привязаны к повышению потребительского спроса. Например, в 2021 году, когда казахстанцы увеличили потребление витаминов на 41,8%, их производство в Казахстане практически остановилось. Вместо 5 тонн фармацевтические компании выпустили всего 0,1 тонны. Несоответствие роста спроса и производства наблюдалось и в 2022 году. Крупнейшими производителями витаминов в стране можно назвать АО «Химфарм» (бренд Santo), ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм», ТОО Dosfarm, ТОО «Вива Фарм», ТОО Mega Pharma и другие.
Есть несколько причин сдерживания роста производства витаминов, которые упоминают эксперты. Первая - общий фактор сдерживания фармацевтического рынка, который связан с чрезмерной зарегулированностью отрасли и необходимостью проходить регистрацию любого препарата в соответствии с правилами Евразийского экономического союза. Хотя БАДы не относятся к лекарствам, а считаются специализированной пищевой продукцией, они должны пройти государственную регистрацию и значиться в Едином реестре на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). О сложностях с регистрацией казахстанской фармацевтической продукции в ЕЭК в сентябре сообщали депутаты Сената Парламента РК в своём запросе кабмину. Вторая проблема - значимый объём контрафактных БАД, которые реализуются через онлайн-каналы. Это «серый» рынок, который никак не регулируется государством до тех пор, пока контролирующие органы не выявят факт незаконной торговли незарегистрированными препаратами. Ещё один барьер - высокая конкуренция с зарубежными брендами, которые не первый год развивают свою маркетинговую стратегию на казахстанском рынке и уже знакомы потребителям.
Главные поставщики витаминов для Казахстана - Китай и Россия. Эти страны занимают самые большие доли в общем объёме импорта РК в натуральном выражении: 42,5% и 36,8% соответственно. В январе–августе текущего года казахстанцы заплатили за российские и китайские витамины более 1 млн долл. США.
Значительно меньше покупатели в РК потратили на турецкие (70 тыс. долл. США) и немецкие (79,7 тыс. долл. США) витамины. В число крупных поставщиков таких БАД также вошли такие страны, как Бельгия, Южная Корея, Польша и Франция.
Исходя из результатов выборочных обследований домохозяйств специалистами БНС, казахстанцы значительно увеличили свои траты на фармацевтическую продукцию. В первом квартале средняя сумма, которую казахстанская семья оставляла в аптеке, составляла 12,4 тыс. тг — плюс 4,3% к аналогичному периоду 2023-го. Во втором квартале сумма была уже на 13% больше, чем в апреле–июне прошлого года.
Расходы казахстанских домохозяйств на покупку лекарств, витаминов и других фармацевтических препаратов во втором квартале 2024-го составляли почти половину (45,5%) трат на здравоохранение в семейном бюджете. Год назад ситуация была аналогичной.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии