Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВ соответствии с новым исследованием, проведенным в Финляндии, наличие одноклассника с психическим расстройством может увеличить вероятность развития психиатрического диагноза у подростков. Эксперимент включал данные более 700 000 девятиклассников. Он показал, что риск был особенно высок в первый год наблюдения и относился к различным видам психических расстройств, включая депрессию, тревожные состояния и расстройства пищевого поведения.
Исследователи обнаружили, что если в классе есть ученик с психическим заболеванием, для его одноклассников риск получить в будущем психиатрический диагноз повышается на 3%. Самый высокий риск – 13%. Один эксперт отметил, что цифры выше, чем он ожидал. При этом его коллеги утверждают: исследование не доказывает, что психическое заболевание у одноклассника непременно приводит к более позднему диагнозу психиатрии среди сверстников. «Ассоциации, наблюдаемые в работе, не обязательно содержат причинно-следственные связи, – рассказал ведущий исследователь Юсси Алхо, д. м. н., Университет Хельсинки, Финляндия. – В исследовании не изучали механизмы, объясняющие эти взаимосвязи».
Крупнейшее обследование
Предыдущие исследования показали кластеризацию расстройств настроения, пищевого поведения и других психических заболеваний в социальных группах подростков и взрослых. Но в большинстве случаев речь идет о группах сверстников, выбранных самостоятельно.
«Исследование передачи психических расстройств особенно важно в детском и подростковом возрасте», – отмечают авторы. «Тем не менее, несмотря на несколько опросов, сообщающих о том, что подростки могут испытывать усиление симптомов психического здоровья при контакте с друзьями или сверстниками с проблемами психического здоровья, крупномасштабные исследования потенциального влияния сверстников на психические расстройства у молодежи отсутствуют», – пишут авторы.
Исследователи использовали базу данных 713 809 учеников девятого класса, примерно половина мальчиков и половина девочек. Все они родились в период с 1 января 1985 года по 31 декабря 1997 года. Около 47 000 человек исключили, так как у них выявили психическое расстройство до начала исследования. Около 666 000 учащихся в 860 школах находились под наблюдением с девятого класса до первого диагностированного психического расстройства, смерти, эмиграции или окончания исследования в 2019 году. Медиана периода наблюдения составила 11,4 года.
Диагнозы собрали из финских регистров стационарной, амбулаторной и первичной медицинской помощи и включали диагнозы по МКБ-9 и МКБ-10: расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройства шизофренического спектра, расстройства настроения, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, расстройства эмоционального и социального функционирования, а также расстройства пищевого поведения, СДВГ и расстройства поведения.
Зависимость «доза-реакция»
Всего у четверти (167 227) учеников диагностировали психическое расстройство. Риск диагностики какого-либо психического расстройства был на 3% выше в течение всего периода наблюдения (отношение рисков [ОР] 1,03; 95% ДИ 1,02–1,04). Самым высоким был риск в первый год наблюдения (ОР, 1,13; 95% ДИ, 1,08–1,18), снижался со второго, а затем снова повышался на 4-м и 5-м годах. Тогда риск был на 5% выше при одном однокласснике с диагнозом и на 10% выше при двух и более.
В каждом временном окне наблюдения ученые наблюдали повышенный риск развития расстройств настроения, пищевого поведения и тревожного расстройства был значительно повышенным в каждом временном окне наблюдения. Исследователи также отметили зависимость «доза-реакция»: чем больше одноклассников страдают психическими заболеваниями, тем выше риск развития психических заболеваний в дальнейшем.
«Эти данные свидетельствуют о том, что психические расстройства могут передаваться среди подростков-сверстников», – пишут авторы. По словам Алхо, исследователи решили описать распространение психических расстройств среди одноклассников как «передачу» отчасти потому, что это ранее использовали в литературе. Юсси Алхо также сказал, что исследователи считают, что «передача» – это наиболее точный термин для описания потенциальных механизмов, с помощью которых могут распространяться психические расстройства.
При этом если в классе или социальной группе есть «пример» психического заболевания, школьникам проще поставить диагноз. Глядя на одноклассника с симптомами, ребенку проще обратиться за помощью. Авторы также отметили: «Вполне возможно, что длительное воздействие депрессивного человека может привести к постепенному развитию депрессивных симптомов через хорошо зарекомендовавшие себя нейронные механизмы эмоционального заражения».
Результаты исследования прокомментировал Мадукар Х. Триведи, д. м. н., заведующий кафедрой психического здоровья имени Бетти Джо Хэй в Юго-западной медицинской школе Техасского университета в Далласе. Он сказал, что теория о том, что одноклассник с психическими заболеваниями может нормализовать эти состояния, заслуживает внимания. Как только кому-то ставят диагноз или ребенок проходит лечение, «сверстники как бы получают неявное разрешение на то, чтобы иметь возможность проявлять собственные симптомы или проблемы, которые они, возможно, скрывали или не признавали», – сказал он. «Цифры немного выше, чем я ожидал», – заявил Триведи.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии