Первый раз на Pharmnews.kz?
Войдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяВойдите, чтобы читать, писать статьи и обсуждать всё, что происходит в мире. А также, чтобы настроить ленту исключительно под себя.
ЗарегистрироватьсяНа площадке III международного фармацевтического форума Global Pharm состоялась тематическая дискуссия «Непрерывное фармацевтическое образование: проблемы и перспективы», модератором которой выступила Президент ОЮЛ «Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности РК» Марина Дурманова.
«Обеспечение фармацевтической отрасли страны высококвалифицированными и конкурентоспособными кадрами, способными работать на современных фармацевтических предприятиях, отвечающих требованиям международных стандартов качества – миссия всех фармацевтических учебных заведений страны, – отметила Марина Ивановна.- В связи с посланием Президента и озвученной главой государства задачей – развитие фармацевтического производства и доведение его до 50% в стоимостном выражении к 2025 году, профессиональные ассоциации и Национальная палата «Атамекен» активно подключились к решению проблемы нехватки кадров на производстве. В результате было принято решение о выделении большего количества грантов для обучения таких специалистов, как технологи фармпроизводства. Но это только одно направление отрасли. Мы пригласили представителей ведущих вузов страны, чтобы поговорить проблемах, которые возникают на пути обеспечения качественной подготовки бакалавров и магистров фармации и организации непрерывного профессионального развития».
По мнению проректора по академической работе НАО «Медицинский университет Астана» Айгуль Жунусовой, одна из проблем – пассивность фармацевтов. «Непрерывное фармацевтическое образование в нашем университете осуществляется на уровне бакалавриата, есть полный цикл обучения, сокращенные формы обучения, также обучение в магистратуре, как профильной, так и научно-педагогической, докторантуре. Все программы аккредитованы по стандартам Всемирной федерации медицинского образования, проводится непрерывное профессиональное развитие – это сертификационные курсы повышения квалификации и так далее. В этом году университет прошёл аккредитацию дополнительного образования в Евразийском центре аккредитации и получил сертификат, который подтверждает качество оказываемых образовательных услуг на уровне непрерывного профессионального развития. Университет предлагает для подготовки и совершенствования профессионализма на уровне уже работающих людей различные образовательные программы: рациональное использование лекарственных средств; стандарт надлежащей аптечной практики; современные методы химико-токсикологического анализа; фармацевтическая опека в аптеке; современные аспекты работы фармацевтических специалистов; актуальные вопросы фармацевтического менеджмента и др. Несмотря на то, что у нас достаточно хорошо налажена обратная связь с работодателями, вместе с тем большого притока курсантов, которые бы проходили квалификацию, мы не наблюдаем». Айгуль Битимбаевна отметила также отсутствие хорошей системы управления образовательным процессом. Университет поставил перед собой задачу открыть онлайн- платформу, где могли бы размещаться качественные дистанционные курсы, потому что работающему человеку трудно надолго отрываться от производства, чтобы пройти полноценное повышение квалификации. В XXI веке дистанционное образование становится популярным и онлайн-обучение нисколько не умаляет качество подготовки, если правильно составить учебно-методический материал и задания для курсантов и т.д.
Следующая проблема, которую озвучила проректор – отсутствие программ немедицинского профиля для фармацевтических кадров. Поскольку данная отрасль бизнес-ориентированная, слушателям всегда будут интересны такие циклы, как корпоративное управление; социальная ответственность; финансовый менеджмент; стратегическое развитие; бухгалтерский учёт. Также определенные трудности, по словам спикера, возникают из-за отсутствия единой информационной системы в некоторых медицинских организациях, государственных, и частных. Нет электронного документооборота для быстрого взаимодействия, переписки, обмена официальной информацией.
Следующий спикер - декан Школы фармации КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова Зуриядда Сакипова поддержала коллегу: «Все высшие учебные заведения Казахстана работают в одной системе и проблемы очень схожи. Но каждый университет имеет в рамках своей стратегии индивидуальные подходы к этим вопросам. У нас для осуществления непрерывности в образовании обеспечивается преемственность и перезачёт результатов обучения и кредитов на следующем уровне образования по родственным квалификациям. Мы приветствуем предыдущие уровни достижения в последующем, как стартовые. Самые востребованные программы нашего института дополнительного образования на сегодняшний день: надлежащая практика фармаконадзора; обеспечение безопасности в рамках GPP и на других этапах концепции жизненного цикла лекарственных препаратов; программы внедрения GPP, разработка стандартных операционных процедур; концепция обеспечения качества. Очень востребована новая программа, над которой мы работаем – подготовка уполномоченных лиц, аттестация, повышение квалификации. На эту программу стоит обратить внимание всем вузам, где есть фармацевтические факультеты, потому что в настоящее время все наши уполномоченные лица обучаются за пределами Казахстана. Я думаю, что нам нужно объединиться и подготовить программы, которые будут удобны всем коллегам».
В следующей части своего выступления декан назвала проблемные вопросы, которые требуют решения. Зуриядда Бектемировна высказала уверенность, что фармацевтическое образование нужно сокращать: «Мы должны быть гармонизированы с европейскими программами, с программами мирового глобального уровня. 4 плюс 1 год практики – этого достаточно на первом уровне образования бакалавриат. Затем год, полтора магистратуры и также, как в европейских вузах должны выходить магистры фармацевтического дела. И далее уже следующие уровни. Работа с европейскими вузами нам поможет гармонизировать наши образовательные программы, и мы должны перейти к такому стандарту как 4 + 1, а дальше уже идти по наработанной болонской системе. Следующий сложный вопрос – регулирование приёма в соответствии с ресурсами. Как было сказано, технология фармпроизводства была обеспечена грантовым финансированием со стороны государства. В КазНМУ на сегодняшний день по этой специальности обучается уже 2600 студентов. Но в стране только 97 предприятий, производящих фармпродукцию. И уже понятно, что будет перепроизводство этих кадров. При этом в отрасли ощущается острая нехватка первостольников, руководителей аптек. Поэтому сейчас в рамках непрерывного образования Школа фармации предлагает программу «ускоренный формат обучения по фармации». Здесь же возникает проблема – выпуская ежегодно 500-600 технологов фармпроизводства, специальность получает всего 20-30 мест в магистратуру технологии фармпроизводства, этого очень мало. Хотя бы 20% выпускников у нас должны быть обеспечены следующим уровнем образования», – считает Зуриядда Сакипова.
О том, что ожидает работодатель от выпускников фармацевтических факультетов рассказала HR партнёр компании АстраЗенека Салтанат Зикибаева. «Фармацевтические специалисты в нашей стране на вес золота. Это уже такая практика в странах СНГ, в Казахстане, что у нас на месте медицинских представителей люди как минимум с фармацевтическим образованием. Доктора хотят разговаривать со специалистами одного уровня. Это характерно и для такой глобальная компании, как АстраЗенека, у которой достаточно сложные терапевтические направления, разрабатываются молекулы для онкологии, редких заболеваний, кардиологии, диабета. Наш медицинский представитель должен быть очень высокого уровня. Соответственно для нас самая большая потребность – в студентах, получивших качественное образование. В компании практикуют подход – обучение на протяжении всей жизни. Для этого наши сотрудники имеют свободный доступ к любым платным медицинским платформам, к кохрейновской библиотеке. Есть обучающая платформа по бизнес-скиллам. Подписав контракт по локализации производства, мы столкнулись с нехваткой специалистов с опытом в GMP. Растить их надо было ещё вчера, потому что сегодня уже поздно. Не хватает специалистов с практическими навыками, со знанием английского языка. Бигфарма - это тесная работа с глобальными площадками, поэтому английский язык здесь необходим. Но сейчас мы не можем закрыть эти позиции», – подчеркнула Салтанат Зикибаева.
Предложения по разработке системы непрерывного фармацевтического образования в нашей стране представила на тематической сессии Председатель группы управления проектами программ фармацевтического образования УМО РУМС по направлению «Здравоохранение» Ибрагимова Айгуль Гаффаровна. По ее словам, подготовка кадров, в том числе непрерывное профессиональное развитие должно рассматриваться в соответствии с отраслевой квалификацией, с квалификационными уровнями и подуровнями. «В первую очередь мы ожидаем готовность профессионального стандарта нашей отрасли, где в том числе будут отражены вопросы непрерывного профессионального развития. На сегодняшний день подготовку фармацевтических кадров в нашей стране осуществляет 10 университетов. Фактически все регионы страны обеспечены возможностью подготовки кадров. Подготовка кадров осуществляется на четвёртом уровне квалификации, это среднее профессиональное образование, затем пятый уровень отсутствует, шестой уровень бакалавриат, седьмой уровень магистратура и докторантура. После каждого уровня специалист может уйти уже в непрерывное самостоятельное профессиональное развитие. Каждый уровень будет иметь как минимум два или три подуровня, поэтому каждый подуровень, каждое направление фармацевтической деятельности из фармацевтических кадров соответственно будет требовать свои программы. Необходимы современные, практикоориентированные программы по разработке СОПов, по требованиям GDP, по фармаконадзору, по регистрации лекарственных средств и так далее. Для каждого подуровня необходимо углублять содержание программ, делать их более важными, более актуальными. При этом у нас стоит вопрос более углубленной сертификации самих преподавателей. Если мы планируем в ноябре увидеть проект профессионального стандарта, то уже как минимум к весне мы должны иметь проект по нашему видению в системе непрерывного профессионального развития фармацевтических кадров. Каждый вопрос можно рассматривать как отдельный проект, поэтому мы тоже готовы сотрудничать со всеми университетами и профессиональными ассоциациями», – заключила специалист.
Таким образом все озвученные проблемы требуют внимания и усилий со стороны образовательных учреждений и государства для повышения качества фармацевтического образования в Казахстане.
Комментарии
(0) Скрыть все комментарии